Постоянное усиление технического контроля на транспорте не защитит от террористов, нужны принципиально новые подходы к обеспечению безопасности
Такое мнение высказал Клод Монике, директор Европейского стратегического центра по разведке и безопасности (Брюссель), комментируя теракт в московском аэропорту "Домодедово".
"Один из журналистов спросил меня, не является ли ошибкой то, что на входе в аэропорт не были установлены металлодетекторы. Но таких детекторов нет почти нигде в мире. Даже в аэропортах США, пусть не во всех, но, в любом случае, в большинстве, свободный вход. Проблема в том, что нельзя усиливать один контроль другим, и еще другим и так далее. Уже сейчас, с учетом процедур безопасности, надо являться в аэропорт за два часа до вылета самолета. Если добавить контроль на входе в аэропорт, надо добавлять еще один час. Так можно придти к тому, что к самолету надо будет являться за день, что совершенно никуда не годится", - сказал бельгийский эксперт.
Как сообщает "Интерфакс-Украина", Монике советует подумать о других мерах безопасности, например, учесть опыт израильского аэропорта имени Давида Бен-Гуриона, подвергшегося нападению террористов в 1972 году.
"Израильтяне основательнейшим образом проанализировали безопасность… Тебя контролируют за несколько километров до аэропорта. Останавливают твой автомобиль, задают тебе вопрос-другой. Это не занимает много времени. Агенты обучены профайлингу. Они внимательно наблюдают за тем, как ты отвечаешь на эти вопросы, какова твоя реакция. Потом ты проходишь более углубленный контроль, что уже занимает больше времени, и в аэропорту тебе снова задают вопросы. Когда ты идешь к самолету, за тобой наблюдают профайлеры, они в толпе. Их задача засекать подозрительных людей", - рассказал Монике.
"Нельзя без конца добавлять и добавлять громоздкий технический контроль, это стоит больших денег, это отнимает время… И, допустим, можно защитить аэропорты. Но есть еще поезда, метро, автобусы. Как быть с ними? Невозможно защитить все. Невозможно себе представить контроль всех этих пассажиров. А значит, надо внедрять проактивные методы, профайлинг, обучать персонал", - полагает эксперт.
Следственный комитет России возбудил уголовное дело о необеспечении транспортной безопасности в "Домодедово". Будут проверяться действия в том числе и руководства аэропорта.
В результате теракта в аэропорту погибли 35 человек, более 100 человек госпитализированы.