В Украине приживается культура управления временем. Фокус испытал на себе эффективность тайм-менеджмента
Как обещала реклама тренинга по тайм-менеджменту, буквально за два вечера я смогу научиться эффективно использовать время. Сразу представилось, как из ежедневного списка дел, включающего не менее десяти пунктов, с неимоверной скоростью я буду вычеркивать пункт за пунктом. И в конце концов у меня все-таки найдется время на кочующие из месяца в месяц задачи, такие как визит к стоматологу или выяснение отношений с жэком.
Хроники будней
"Знаете ли вы, сколько у вас осталось часов жизни?" – динамично начал тренинг похожий на миссионера Евгений Дубинин. По залу пробежал нервный смешок, за спиной кто-то шепнул: "И вот разверзлись врата адовы". Выяснив, что у нас впереди еще 200–300 тысяч часов, половина зала с облегчением выдохнула. Через несколько минут мы узнали суть идеи управления временем: нужно понять, что для тебя важно именно сейчас, и в зависимости от этого выстраивать приоритеты.
Кажется, яснее некуда. Правда, не всем: соседка по парте в течение 15 минут, которые нам отвели на постановку приоритетов, так яростно хлопала ресницами, что казалось, вот-вот расплачется. Определиться с личными целями для многих было почти непосильной задачей. Как и следующее задание – расписать по часам вчерашний рабочий день. Часть группы вообще не могла вспомнить, чем и в какой последовательности пришлось заниматься на работе.
"Бессознательные вы мои, ну хоть помните, как вечер-то провели?" – сжалился Евгений. Казалось, что мы представляем собой не участников тренинга, а группу анонимных прожигателей времени, вдобавок у половины из нас амнезия. "Сегодня вечером подробно составляете план на завтрашний день, утром его внимательно изучаете. В течение каждого часа фиксируете свое внимание на том, чем занимаетесь. Будем подсчитывать минуты и часы, потраченные впустую", – с энтузиазмом продолжил тренер.
После чего мы приступили к игре "Важно – не важно". Участникам тренинга следовало разделить дела на важные и не важные, срочные и такие, с которыми можно не спешить. Важные и срочные для большей наглядности необходимо выделять в своих записях ярким цветом. Проделав упражнение, многие в нашей группе обнаружили, что много времени уходит на дела не важные, притом не свои, а чужие. "Просто честно говорите, что на это время у вас свои планы. Не бойтесь говорить "нет", – призывал нас Евгений. От этих слов у некоторых заметно расправились плечи.
Утро следующего дня я начала с того, что зафиксировала время подъема и выхода на работу. В этом я оказалась эффективнее мужа на 23 минуты. Потом на моем столе появился "часовик", в котором я контролировала каждый час. В первый день аудита выяснилось, что на просмотр новостной ленты, электронной почты и сообщений в соцсетях уходит не меньше двух часов, то есть десять часов в неделю. Как следствие – электронную почту стала проверять всего трижды в день, ограничила посещение "Фейсбука". На сэкономленное за неделю время записалась к стоматологу на ближайшую пятницу. Впрочем, у искусства управления временем есть и обратная сторона. Пока я пропускаю девичники, возникает опасение, что, подружившись со временем, я рассорюсь с подругами. Тайм-менеджмент, как и подсчет калорий, затягивает.
Индивидуальная кривая
Если курсы и книги по тайм-менеджменту предлагают общие рецепты, то индивидуальные консультации с психологом позволяют поставить личный "диагноз". Бизнес-тренер Анна Валенса много лет учит подопечных управлять жизнью и грамотно наполнять рабочий день. Стратегии, которые выбирает человек, и то, насколько эффективно использует время, напрямую связаны с тем, как он представляет свою жизнь через 5, 10 или 20 лет.
Чтобы определить, как я воспринимаю временной поток, Анна предлагает упражнение. Мне следует вспомнить утреннее пробуждение, представить этот момент в будущем и показать соответствующую точку в пространстве.
"Кривая времени – это то, как мы изображаем поток событий в своей жизни", – поясняет Валенса. После соединения точек на бумаге вырисовалась загогулина – это мое ощущение времени.
Оказалось, я бегун на короткие дистанции, и с планированием будущего у меня проблемы. "Твои планы зависят от творческих ритмов", – успокаивает тренер. Чтобы научиться управлять временем, такому типу людей необходимо не просто уметь поймать творческий ритм, но и создавать условия, при которых он возникает.
"Люди, которые представляют свое время линейно, легко планируют. Они никогда не опаздывают. Так живут на Западе. В нашей ментальности подобный тип – редкость", – утешает Анна Валенса. Умение спланировать время – часть культурной традиции. В нашей культуре слишком многое основано на эмоциях, поэтому большая часть решений и планов формируется как реакция на события, а не как хорошо продуманный и рассчитанный шаг.
Якоря по жизни
"В 2017 году ваша дочь окончит школу. Где вы себя видите?" – начинает беседу тренер по тайм-менеджменту Людмила Богуш, автор курса по управлению временем. Я теряюсь и беру паузу. Я пока не вижу себя в 2017 году. А надо бы. Во всяком случае, так считает Богуш. Она раскрывает свой блокнот и показывает таблицу, в которой планы расписаны на десятилетие вперед. В этом году в ее планах не менее семи значимых дел: начиная с увеличения оборота компании до миллиона долларов и путешествий в Африку, Антарктиду и Азию. И так распланирован каждый год.
Чтобы реализовать намеченные планы, она расписывает задачи на месяц и на неделю. У нее получается жить вовремя. На интервью она приходит на пять минут раньше и тратит на общение ровно полчаса.
"Если в жизни ничего не происходит, то ваше время просто стоит. Если у вас есть точка, куда вам нужно дойти, тайм-менеджмент – инструмент, который вам поможет добраться до намеченной цели. Так куда идем?" – всматривается в меня Людмила Богуш. Еще немного, и чувствую, что начинаю хлопать ресницами, как моя коллега по тренингу.
"Запланируй свою жизнь на 20 лет вперед – это твоя якорная точка, – говорит Людмила. – Будущее, о котором ты мечтаешь, начнет формировать настоящее". По ее наблюдениям, примерно 60% людей, которые приходят на тренинг, не ставят себе "якорных точек", и из-за этого в жизни появляется ощущение пустоты. Отсутствие глобальных целей заполняется текущими делами.
"Люди жалуются на нехватку времени, потому что они делают каждый день одно и то же, – уверяет Богуш. – У них нет времени помечтать, поставить себе цели. Когда я прошу слушателей спланировать субботу, 80% пишут: "Спать". Они спят до 12 часов дня, хотя организм не может выспаться на будущее или за прошлое. Люди-то на самом деле не знают, куда потратить время. И это состояние вне жизни наблюдается у большинства".
Впрочем, после овладения искусством тайм-менеджмента на смену вопросу "как?" нередко приходит вопрос "зачем?".
"В какой-то момент я поняла, что моя насыщенная работа в офисе – это трата времени. Тогда решила: не важно, как быстро я управляюсь с офисными задачами, гораздо важнее делать то, что наполняет мою жизнь смыслом", – делится Юлия Филипповская, один из организаторов TEDx Украина. Еще недавно она трудилась в большой продуктовой корпорации и, как многие офисные работники, проходила тренинги по управлению временем. Сейчас Юлия по-прежнему использует наработанные навыки. Но уже не работая на большую корпорацию, а развивая свои социальные проекты. "Управлять надо не столько временем, сколько своей жизнью", – делится она.
Что такое тайм-менеджмент
Тайм-менеджмент – методика организации времени. Основные законы тайм-менеджмента: принцип Эйзенхауэра (разделение дел на 4 вида: важные и срочные, важные и несрочные, неважные и срочные и неважные и несрочные); закон Парето (20% усилий дают 80% результата); первый закон Паркинсона (работа занимает все отведенное на нее время).
Анастасия Рингис, Фокус