С сегодняшнего дня вступают в силу изменения к закону о третейских судах. Теперь эти суды лишены права рассматривать потребительские споры. Компании и банки не имеют права навязывать клиенту процедуру рассмотрения спорных ситуаций
Третейский суд – это коммерческий суд, который не входит в государственную судебную систему. Третейские суды рассматривают частные правовые споры между субъектами частного права, которые изъявили желание рассмотреть дело в негосударственной инстанции.
Напомним, 3 февраля 2011 года Верховная Рада Украины запретила третейским судам рассматривать потребительские споры. Соответствующие изменения предусмотрены законом "О внесении изменений в ст. 6 Закона Украины "О третейских судах". Президент Виктор Янукович подписал этот закон , 1 марта он опубликован в официальной прессе и вступает в силу сегодня, 11 марта. Теперь третейские суды прекращают рассмотрение дел по спорам о защите прав потребителей, в том числе потребителей услуг банков (кредитных союзов).
Право на обжалование
Рискнув и подписав соглашение, потребитель попадает в западню. "Соглашаясь на рассмотрение дела третейским судом, потребитель лишает себя возможности обжалования решения третейского суда. В статье 51 Закона Украины "О третейских судах" установлено, что, по общему правилу, решение третейского суда является окончательным и обжалованию не подлежит. Решение суда первой инстанции может быть обжаловано, что дает потребителю больше шансов защитить свои права", - поясняет Петров. С принятием соответствующих изменений в законе, потребитель и субъект хозяйственной деятельности будут находиться в равных условиях при рассмотрении решения в суде общей юрисдикции.
Цена вопроса
Новая редакция закона, подписанная президентом, освобождает потребителей от уплаты сборов третейского сбора и других платежей. По мнению Ирины Подлесной, старшего юристконсульта ЮК "КПД Консалтинг", наличие коллизий и пробелов в законодательстве не только создавало почву для многочисленных злоупотреблений при рассмотрении споров третейскими судами, но и возлагало дополнительную финансовую нагрузку на потребителя. Предыдущая редакция закона о третейских судах предусматривала норму, которая обязывала потребителей платить третейский сбор и другие платежи: гонорары третейских судей, третейский сбор, расходы, понесенные судьями в связи с участием в третейском рассмотрении (включая оплату проезда к месту рассмотрения спора), расходы на оплату услуг экспертов, гонорар секретаря суда и т.д.
При этом ранее предусматривалось, что размер расходов, а также порядок их оплаты каждый суд устанавливал для себя сам. Как правило, размер издержек Третейского суда определялся в зависимости от цены иска. Например, положением о третейских расходах Постоянно действующего третейского суда при Торгово-Промышленной палате, который приводит юрист, стоимость расходов находится в диапазоне от 2,5 тыс. грн до 39 тыс. грн и выше. При исковой сумме до 50 тыс. грн нужно выплатить 6% от иска, но не меньше 2,5 тыс. грн, а при цене от 5 млн. + 1 грн – 39 тыс. грн плюс 0,3% от цены иска, которая превышает 5 млн. грн. Примечательно, что при подаче искового заявления был предусмотрен регистрационный сбор - часть третейского сбора. Его размер не установлен законодательно. К примеру, положением о третейских расходах постоянно действующего третейского суда при Торгово-промышленной палате установлен регистрационный сбор в размере 600 грн, поясняет Шарапа.
Теперь рассмотрение дела в хозяйственных судах может ограничиваться сбором за информационно техническое обеспечение судебного процесса в 236 грн., а может быть и вовсе бесплатным. "Лица, которые освобождены от оплаты госпошлины, освобождаются и от оплаты сбора за информационно техническое обеспечение процесса", - пояснила Марина Шарапа. При рассмотрении дела в районных, городских и межрайонных судах размер сбора зависит от предмета спора. Например, по искам имущественного характера – 120 грн., по искам неимущественного характера (которые не подлежат оценке, например, о расторжении договора) - 37 грн., по искам о защите прав граждан на земельный пай – 10 грн. В данном случае освобождение от оплаты сбора не предусмотрено.
Без права выбора
По мнению юристов, измененный закон о третейских судах хоть и облегчает финансовую нагрузку на потребителя, но далек от европейских норм и лишает украинцев права выбора. "В развитых странах, в том числе и в странах ЕС, споры между потребителями и поставщиками/производителями товаров, работ и услуг подсудны третейским судам. И потребитель не лишен правовой возможности сделать выбор в пользу третейского разбирательства как более быстрого и эффективного способа разрешения споров. Главное, чтобы этот выбор был сделан осознанно и добровольно", - пояснила Елена Перепелинская, старший юрист ЮФ "Василь Кисиль и Партнеры". По ее мнению, с точки зрения защиты прав потребителей главный вопрос заключается не в том, может ли данная категория споров разрешаться третейскими судами, а в том, как именно должно или не должно происходить заключение третейского соглашения с потребителем. "Изъятие споров с участием потребителей из подведомственных третейским судам дел фактически лишает всех потребителей на территории Украины описанного выше права выбора, тем самым обрекая их на, как правило, многолетние судебные тяжбы", - поясняет Перепелинская. "В случае передачи рассмотрения таких споров судам общей юрисдикции, которые и без того перегружены, остается открытым вопрос о возможности качественного и детального рассмотрения дела", - уверена Подлесная.
Ольга Дидух, focus.ua