На украинские экраны вышел комедийный боевик Мишеля Гондри "Зеленый Шершень". Возможно, впервые в истории бюджет в $120 млн. попал в хорошие руки
В 1930-е годы в Америке появился цикл радиопостановок "Зеленый Шершень". В 1960-е он перевоплотился в телесериал с тем же названием, где Брюс Ли отжигал под музыку Римского-Корсакова. Потом были комиксы. Промежуточным финишем на сегодня стала лента Мишеля Гондри – виртуозная комбинация арт-трюков, шуток на грани бреда и вероломного экшена.
Гонки по диагонали
Суть происходящего в "Зеленом Шершне" укладывается в три предложения. Лоботряс сын (Сет Роген) скончавшегося от укуса пчелы медиамагната (Том Уилкинсон), накачавшись виски с азиатом-автомехаником отца (Джей Чоу), решает расправиться с мерзавцами, которые поддерживают стабильно высокий уровень преступности в городе. Сверхмашина по кличке Черная Красавица и милая секретарша (Камерон Диаз) должны помочь интернациональному дуэту побороть главного врага – криминального мегабосса по фамилии Чудновски (Кристоф Вальц) с русскими корнями и параноидальными наклонностями. В процессе создания образа борцы за справедливость решают назвать себя бандой Зеленого Шершня.
Фильм Гондри может легко сойти и за обычную приключенческую историю, и за нагромождение абсурда. Все зависит от того, что считать абсурдом. Сам Шершень в этом плане человек максимально широких взглядов – он с одинаковым рвением разносит в клочья нарколаборатории и переводит старушек через дорогу. Французский режиссер также не считает нужным блюсти чистоту какого-либо жанра: от полицейской комедии в духе "48 часов" он легко перепрыгивает к фарсу тарантиновского свойства, потом – к геройствам бэтменовского масштаба, дальше – к гоночным фокусам в стиле "Миссия невыполнима" и пр. Склеивать такое в нечто цельное может только большой мастер, и Гондри тут на своем месте – у него вышла буффонада примерно того же гроссмейстерского уровня, что и "Типа крутые легавые" Эдгара Райта.
Попытка №2
История создания "Зеленого Шершня" имеет сюжет не менее лихой, чем сценарий ленты. Гондри собирался снимать его в Голливуде еще в конце 90-х, задолго до своего дебюта в кино. Однако его сценарные идеи тогда не были восприняты – персонажи, которые глотали человеческие сердца, не вдохновили продюсеров. Мишель продолжил снимать клипы для Бьорк и The Chemical Brothers, а мысль экранизировать "Шершня" между тем продолжала носиться в голливудском воздухе. В разные годы на ключевые роли в будущий проект приглашались Джордж Клуни, Джет Ли, Марк Уолберг, Джейк Гилленхалл и Николас Кейдж. Замысел приобрел внятные очертания, когда на стол кинодеятелей попал сценарий, написанный Сетом Рогеном и Эваном Голдбергом (они же вместе писали "Суперперцев"). Было решено, что идиотские гэги Рогена лучше не изобразит никто, кроме него самого, а потом позвонили Гондри.
За минувшие годы француз не стал менее строптив. По словам Мишеля, продюсер фильма Нил Моритц нередко реагировал на очередную его задумку так: "Я ни черта не понял, иди снимай". О таком контроле со стороны человека, добывшего $120 млн. бюджета, мечтает всякий творчески настроенный режиссер. Кстати, Моритц вряд ли жалеет о содеянном: за две недели проката "Шершень" уже собрал в мире $100 млн.
Дитя человеческое
Наверно, главный вопрос, который мечется в мозгах киноманов, влюбленных в Гондри за его "Вечное сияние чистого разума" и "Науку сна", звучит так: "Как он мог взяться снимать такой ширпотреб?"
Чтобы ответить на него, стоит вспомнить, что француз начинал карьеру как клипмейкер. Гондри никогда не покидал территории масскульта и не вполне заслуженно считается мастером "интеллектуального кино". Человек, который делает ролики Кайли Миноуг, Шерил Кроу, Полу Маккартни и Rolling Stones, – плоть от плоти поп-индустрии развлечений. Другое дело, что его участие в этом процессе захвата широкой аудитории лишь повышает средний уровень масскульта. Будь в режиссерском кресле только люди с настолько же неординарным почерком, как у Гондри, мир больших экранов выглядел бы не так удручающе.
Особенность этого почерка – жонглирование образами с самозабвенностью ребенка. Именно в этом он художник скорее американский, чем европейский: Мишель давно не скрывает своей неприязни к французскому кино, да и живет в Нью-Йорке. Игра образов у Гондри почти всегда весомее смыслов, стоящих за ними. Ну какой особенный смысл в том, как разбросаны игрушки в детской комнате?
"Зеленый Шершень" – просто продолжение игры. При желании в нем можно увидеть подспудные размышления о противостоянии Востока и Запада, сатиру на медиатехнологии, мотивы из "Фауста" Гете – на то он и Гондри. Но куда увлекательнее просто любоваться вооружением Черной Красавицы и полетами экскаваторов. Мишель Гондри – все тот же большой ребенок, только теперь у него игрушки дороже. Впрочем, человек, который в 32 года снимал в клипах стоматолога с лицом Кинг-Конга, летающих негров и Ленни Кравитца в скафандре, уже тогда не имел шансов повзрослеть.
Полюбить Гондри
Пять клипов Мишеля Гондри, которые помогут полюбить "Зеленого Шершня"
Бьорк – Army of Me (1995) Бьорк на адской машине с зубастой пастью вместо двигателя глохнет посреди улицы. Чтобы исправить ситуацию, она направляется в стоматологический кабинет, где в белом халате ошивается нечто вроде мини-копии Кинг-Конга. Дальше лучше смотреть. |
|
Бек – Deadweight (1997) Представитель офисного планктона страдает от нечеловеческой работы и мечтает о море, чайках и девушках. Пока он представляет себя на лежаке под солнцем, по офису бродит робот, сконструированный из барабанов. В конце герой идёт в кинотеатр, и то, что он там видит, не может его не радовать. |
|
Daft Punk – Around the World (1997) Странные танцы людей в скафандрах, декоративных скелетов, перебинтованных мумий, неестественно вытянутых мужчин и гимнастически разодетых женщин. Если иметь в виду название песни, видимо, Гондри так себе представляет мир. |
|
Foo Fighters – Everlong (1997) Мелодраматический фильм ужасов, в котором отрабатываются некоторые приёмы науки сна, есть гигантский телефон, драки и сеанс кошмара с последующим разоблачением. |
|
Пол Маккартни – Dance Tonight (2007) Из коробки с бумажками вылезает Натали Портман, чем ничуть не удивляет сэра Пола, играющего на мандолине, которую ему привёз почтальон. Оживают духи предков, дух камина и дух стиральной машины. В конце весело всем, кроме почтальона. |
Игорь Панасов, Фокус