Разделы
Материалы

Запевает молодежь. Обзор CD-новинок

На фоне мощных работ дебютантов и молодых исполнителей даже Рики Мартин и группа Roxette выглядят глубокими пенсионерами. Фокус – о музыкальных новинках минувшего месяца

Для кого-то из меломанов наверняка стала событием очередная порция пивного байкер-рока от группы Motorhead. У других перехватило дыхание от нового альбома лирической клоунессы Аманды Палмер. Кому-то глубоко в душу запала изысканная тоска гитарных переборов Iron & Wine. Кто-то смахивает пыль с нового концертника Pearl Jam, а чье-то сердце бьется в такт песням христианских рокеров из группы Red. Все эти исполнители отметились в музыкальных новостях начала 2011-го, а часть из них удобно обустроилась в престижных чартах. Но вряд ли их будут вспоминать в конце года: у Адель, Джеймса Блейка и группы "Серебряная свадьба" шансов значительно больше.

Альбом месяца

Adele
21
XL Recordings

С Адель Адкинс было все ясно с самого начала. Три года назад, когда в 19 лет она записала первый альбом, стало очевидно: случилось нечто из ряда вон. Два миллиона проданных копий диска "19" и две награды "Грэмми" тому подтверждение. Исполняя соул вперемежку с блюзом, Адель демонстрировала невероятную зрелость во взрослом, в общем-то, жанре и поражала силой таланта.

"21" выпущен уже в статусе звезды и при мощной продюсерской поддер­жке. От домашнего уюта дебютного диска осталось немного – тут и колоритное бэк-вокальное эхо, и пространные аранжировки с плотными духовыми и струнными секциями, и более утонченный звук. Это уже не девушка, разговаривающая в основном со своими гитарой и фортепиано, а прима полновесного поп-оркестра. К счастью, все описанные перемены не затушевали главного – переполненного жизнью, всего нараспашку, с хрипотцой, отливающего бархатом голоса Адель. Он здесь главный инструмент – и в праздничных хитовых номерах, и в изящной немногословной кавер-версии группы The Cure (Lovesong). Голос из тех, что рождаются на большой сцене не чаще раза в десятилетие, и для начала двухтысячных Адель – соул-феномен такого же масштаба, как для 50–60-х Элла Фитцджеральд с Дженис Джоплин.

"21" сразу после выхода попал на первое место в британском чарте продаж – более 200 тысяч экземпляров продано за неделю.

Кабаре-шансон

"Серебряная свадьба"
Сердечная мускулатура
BoPromo

Самая яркая из новых белорусских групп выпустила первый студийный диск. Те, кто знаком с клубными дебошами "Серебряной свадьбы", удивятся относительной сдержанности этих песен, записанных с помощью инструментов обычных и не очень, включая коробку с пуговицами. Впрочем, генеральная линия и настроение не изменились, они вмещаются в строчки: "Плохо, вообще-то, но / Могло быть и хуже существенно". В соответствии с этим тезисом "Свадьба" выбирает танцы, и венцом беспокойного веселья становится звонкий, полный природной чистоты голос солистки Беньки. Уже давно в музыке никто так по-взрослому не играл в детство: песни "Свадьбы" одновременно похожи на мультики для самых маленьких и на представления в борделе. Кстати, эта буффонада с шляпками, костюмами и игривой философией неплохо продается – белорусов одинаково рады видеть в России, Украине, Франции и Германии.

Соул

James Blake
James Blake
ATLAS/A&M Records

Одному из главных дебютантов 2011-го всего 21 год, и он живет в Лондоне. До этого Джеймс Блейк был героем электронных дабстеп-вечеринок – там большим сюрпризом стал его выход на песенную территорию. Альбом James Blake – попытка внедрить последние технологии на традиционной соул-почве. Объяснить, что это за песни, лучше всего так: вообразите себе, скажем, хиты Стиви Уандера и представьте, что их кто-то взял, порезал ножницами, а потом с небольшими купюрами склеил заново. Чувства получаются противоречивые: с одной стороны, это классическая музыка из пробирки, с другой – благодаря вокалу Блейка в ней неприлично много души. Ситуация примерно такая, как если узнать, что твой любимый человек – робот. Или наоборот. В любом случае не до скуки.

Поп-рок

Roxette
Charm School
EMI

Шведская группа десять лет не ходила в студию, пополняя кошельки за счет издания сборников The Best. Альбом Charm School прерывает затянувшуюся паузу, и главный его посыл – пусть все будет по-старому. Пер Гессль и Мари Фредрикссон стреляют в ту же воронку, что и году в 1991-м – лепят не нагружающие слух опусы с упором на гитары и претензиями на хит-парады. Заметно, что они порядком исписались и что лучше всего им по-прежнему удаются баллады: лирическая I"m Glad You Called тут дает сто очков вперед остальным песням. Roxette плавно переходят из разряда любимцев публики "под тридцать" в категорию кумиров лысеющих мужчин и бальзаковских женщин. Само по себе это не страшно и логично – время-то идет, но до пенсионеров уже рукой подать. Возможно, на сцене Пер и Мари выглядят свежее: проверить наглядно можно будет 10 марта, когда шведы в рамках турне заедут в Киев.

Поп

Ricky Martin
Musica + Alma + Sexo
Columbia Records

Первый с 2005 года диск певца, который в конце 90-х был одним из героев латиноамериканской поп-волны. Бросается в глаза неизбежное взросление Рики Мартина: моложавый задор постепенно сдает позиции перед уверенной респектабельностью, и на сегодня это уже что-то среднее между Эросом Рамаззотти и Григорием Лепсом. В то же время есть и постоянные величины: в этой веселящей музыке сколько легкомыслия, столько и интеллигентности, и мистер Мартин уж точно не худшее, что приключалось с современной музыкой. Ну а рэгги-хит The Best Thing About Me Is You, спетый дуэтом с британской соул-звездой Джосс Стоун, так и вовсе просится в избранное. С испанского название альбома переводится как "Музыка + Душа + Секс" – похоже, Рики к сорока годам нашел идеальную формулу жизни.

Классика

Clint Mansell
Black Swan (OST)

Sony Masterworks

Музыка к фильму "Черный лебедь" Даррена Аронофски – одному из претендентов на "Оскар". Сюжет ленты определил характер ее озвучивания: британский композитор Клинт Мэнселл сочинил, по сути, свою версию "Лебединого озера" Чайковского. Это не паразитирование на классике, а именно ее творческое и глубокое осмысление. Используя оригинал как каркас, Мэнселл оснащает его новыми лейтмотивами, мелодическими поворотами, подбирает новые ключи к аранжировкам, ищет новые подтексты в старых узорах нот. Причем пользуется предельно адекватными средствами – полноценным симфоническим оркестром, а не компьютером. Те, кто любит балет Чайковского без фанатизма, но искренне, наверняка оценят виртуозность работы англичанина.

Игорь Панасов, Фокус