На экраны выходит один из оскаровских фаворитов - "Настоящее мужество" братьев Коэнов. Драма, которую в равной степени можно считать и смешной, и страшной
Сорок два года назад уже был снят фильм "Настоящее мужество". Та лента не прошла мимо "Оскара" – статуэтку вручили голливудской легенде Джону Уэйну. Итэн и Джоэл Коэны утверждают, что их картина – не римейк старого вестерна, а вторая по счету экранизация одноименного романа Чарльза Портиса. Это уточнение – чистая формальность: в любом случае у братьев хватило таланта снять свое кино. На сегодняшний день в его послужном списке десять номинаций на "Оскар" и $160,7 млн. за несколько недель проката в США.
Зуб за зуб
Начало прошлого века. В одном из городков штата Арканзас произошло убийство. Дочь застреленного ковбоя Мэтти Росс (Хейли Стайнфелд), подросток с лицом опытного палача, жаждет торжества справедливости – она хочет найти сбежавшего убийцу (Джош Бролин) и публично казнить. Помощи в этом она требует от сильно пьющего федерального маршала Когберна (Джефф Бриджес), которому по служебным обязанностям положено ловить подонков. Еще один участник квеста – техасский рейнджер Ла Бефф (Мэтт Деймон), у которого свои счеты с беглецом. Этим троим предстоит не самое приятное путешествие на индейские территории, куда сбежал убийца и где орудуют банды грабителей.
По словам Коэнов, они совсем не думали, в каком жанре снимают фильм ("Что-то вроде Гекльберри Финна", – пояснял Джоэл). Их интересовала эта история как приключения героев с неординарными характерами. Поэтому, несмотря на ковбойские шляпы, стрельбу, лошадей и прерии, это вестерн лишь условно. Главные козыри "Настоящего мужества" – актеры, и Коэны не скрывали еще на стадии кастинга, что если они не подберут оптимальный состав, "кина не будет". Главной проблемой стал поиск исполнительницы роли Мэтти. Когда число просмотренных претенденток приблизилось к 15 тысячам, проект и сами режиссеры были на грани срыва. Но тут в поле их зрения попала Хейли Стайнфелд.
Ангел-дьяволенок
"Нас поразила ее способность говорить естественно на языке того времени. Мы решили, что если ей дается это, она справится и со всем остальным", – вспоминает Итэн. "Все остальное" – это сыграть существо, пропитанное христианским мировоззрением и одержимое идеей мести. 13-летняя Стайнфелд, до того снимавшаяся только в короткометражках и телесериалах, так натурально изображает эту жуткую смесь, что весь фильм недоумеваешь – вызвать ей экзорциста или пожелать удачи в бою. В ее исполнении Мэтти больше всего похожа на "красных дьяволят" из "Неуловимых мстителей". На Хейли достаточно бегло взглянуть, чтобы понять: эта умрет, но не сломается.
Именно Мэтти – стержень "Настоящего мужества", в ее образе заложены все его суровые смыслы. Это ребенок, который чувствует себя в состоянии войны, как рыба в воде. Это девушка, которая своей целеустремленной безжалостностью порой вгоняет в ступор прожженных рубак-мужчин. Она хладнокровно наводит ствол на живую цель и легко совмещает это с убежденностью протестантки. "Все в этом мире имеет свою цену – бесценна только милость Божья", – говорит Мэтти и упрямо торгуется за каждый доллар. Коэны, кстати, галантно уклоняются от однозначных оценок происходящего. Их фильм можно в равной степени считать и рассказом об искореженном обстоятельствами ребенке, и сагой о воине, который готов на любые жертвы, включая собственную жизнь, и уверен в своей правоте независимо от того, победил он или проиграл сражение.
Шутки не в сторону
Критики принципиально расходятся в одном важном моменте: есть ли в "Настоящем мужестве" фирменная коэновская ирония, или некое подобие шуток – это горькие ухмылки. Спор насколько вкусовой, настолько и мировоззренческий: то, что одному покажется смешным, другого может вогнать в депрессию.
Подсказкой тут может служить воспоминание Хейли Стайнфелд об одной из сцен, которую она играла с Мэттом Дэймоном: "Я должна признать, что мы не могли без смеха исполнить этот эпизод". Значит, смеховой эффект писавшие сценарий Коэны, похоже, все-таки заложили. По правде говоря, сложно сдержаться от улыбки, когда слышишь: "Хочешь достойных похорон – умирай летом". Или: "Если вы захотите поспать в гробу, я не буду против". Моменты, когда герой Бриджеса, кряхтя, тщетно вспоминает на суде, сколько человек он убил, или когда Мэтти достает его вопросами, мешая делать дела в уборной, и вовсе решены в комедийном ключе. Истории, где дети оказываются на равных со взрослыми, вообще удобная почва для юмора – взять хотя бы "Один дома" или тех же "Неуловимых". Разумеется, улыбки Коэнов – это не гайдаевское беззаботное ржание, но вряд ли кто-то и ждал такого от людей, которые за четверть века, что снимают кино, если и хохотали, то разве что по-черному.
Братья и лошади
Итэн и Джоэл Коэны – о "Настоящем мужестве"
О "Настоящем мужестве" 1969 года
Мы смотрели этот фильм только в детстве и плохо помним его. Но и то, что мы из него помним, сильно отличается от нашей постановки.
О написании сценария
Мы ходили по утрам в нью-йоркский офис компании Paramount и там работали. Как ни странно, у нас все получилось, хотя обстановка там больше располагала ко сну. Там было тихое местечко – отличные условия для того, чтобы сладко вздремнуть.
О Джеффе Бриджесе
Он был первым, о ком мы подумали, когда приступили к подбору актера на главную роль. По правде говоря, не так уж велик список талантливых актеров, которые в таком возрасте могут похвастаться еще и хорошей физической формой.
О лошадях
Лошади были нашей проблемой. Сейчас нельзя делать с лошадьми все то, что делали 20 лет назад. Это запрещено обществами по защите животных. Например, чтобы снять лошадь, переплывающую реку, надо соблюсти массу правил, и соответствующая температура воды – лишь одно из них. Это было очень непросто.
Интервью предоставлено компанией B&H film distribution
Игорь Панасов, Фокус