Мнения экспертов, опрошенных focus.ua по поводу японского сценария на украинских АЭС разделились. Специалист-атомщик считает его маловероятным, а эколог утверждает, что наши станции никогда не сталкивались с подземными толчками силой выше 4-5 баллов
Напомним, в среду 16 марта на японской АЭС Фукусима-1, где после землетрясения вышла из строя система охлаждения реакторов и вот уже несколько дней гремят взрывы и происходят пожары, было зафиксировано очередное повышение уровня радиации. Рабочим, которые пытаются стабилизировать ситуацию, было предписано покинуть помещения, однако затем, когда уровень радиации снизился, им разрешили вернуться.
Как отметил в комментарии корреспонденту focus.ua, Сергей Парашин, бывший директор Чернобыльской АЭС, заместитель секретаря Совета национальной безопасности Украины, радиационное заражение после взрывов на японских АЭС метеорологи зафиксируют. Но оно не будет существенным. "На здоровье населения Украины с вероятностью 99,9% эта радиация сказаться не может. Вероятно, уровень радиации будет повышен: в Японии – больше, в прилегающих странах - немного, в Украине - очень и очень мало", - отметил он.
Сравнивая аварии на японских станциях и на Чернобыльской АЭС, Парашин отметил, что они имеют разное происхождение и разные эффекты. "В Чернобыле был взрыв, в Японии – потеря охлаждения топлива из-за землетрясения", - пояснил он. Парашин исключает японский сценарий на украинских АЭС, поскольку в проектах атомных станций предусмотрены меры безопасности с целью предотвращения потери охлаждения топлива. Тем не менее, в Украине после событий в Японии будет проведен углубленный анализ безопасности украинских атомных станций. "Результаты будут доложены общественности", - сказал Парашин.
Экс-директор ЧАЭС считает, что Украина, в отличие от Германии, жители которой потребовали от правительства закрытия атомных станций, не в состоянии поступить также. "Если общественность Германии требует закрытия станций, то власти теоретически могут иметь резервы, чтобы в десятилетний срок заменить атомную энергетику на альтернативную. В Германии национальный валовой продукт раз в 50 выше, чем в Украине", - отметил он. - Решения о будущем АЭС носят чисто экономический характер. Кроме ситуаций, когда опасность становится очевидной".
Эксперт по энергетическим вопросам Национального экологического центра Украины, Дмитрий Хмара, считает, что в настоящий момент еще рано прогнозировать опасность или безопасность японской радиации для украинцев, поскольку землетрясения в Японии и аварии на АЭС продолжаются.
Хмара согласен с Парашиным в том, что в Украине второй Чернобыль маловероятен. Но эколог утверждает, что украинские АЭС все-таки уязвимы перед стихией. "Есть вероятность подтопления хранилища отработанного ядерного топлива, которое находится возле Запорожской АЭС. Кроме того, каждый год для Южно-Украинской АЭС не хватает воды для охлаждения, что в особо засушливые годы может вызвать неполадки", - отметил он. Эксперт подчеркнул, что Запорожская, Южно-Украинская и Хмельницкая атомные станции находятся в зонах вероятного землетрясения силой до 7 баллов. "Вряд ли они выдержат 7 баллов. Там никогда не было землетрясения выше 4-5 баллов. В случае сильного землетрясения каждая АЭС может превратиться в ядерную бомбу", - резюмировал Хмара.
Ольга Дидух, focus.ua