Чтобы выяснить, где и как творит ведущий украинский музыкант, Фокус навестил его в новой студии и первым услышал последнюю работу The Maneken
В двухэтажную новую студию в районе столичных Выдубичей с видом на промзону Евгений Филатов вбегает немного всклокоченный – похоже, он не привык опаздывать на встречи и испытывает неловкость.
– Простите, пожалуйста, на 10 минут опоздал. Женя, – представляется он.
В жизни The Maneken, в прошлом DJ Major, выглядит как в клипах – худой, с огромными карими глазами за стеклами модных Ray Ban и кокетливой темной челкой. Не успев толком войти и снять куртку, он возбужденно сообщает нам, что мы фактически пришли к нему на новоселье – студия только после ремонта.
Филатов также занимается и саунд-дизайном для рекламных роликов самых разных компаний. В конце прошлого года он работал с Porsche Design.
- Они заказали ролик режиссеру Чарли Стэдлеру, пригласили голливудских актеров Билли Зейна и Роберта Карлайла. Я выступил композитором и саунд-дизайнером. Это видео построено на диалоге двух актеров. Они спорят о том, что важнее – стиль или функциональность. И я написал такую музыку – символизирующую битву между этими персонажами. Это был один из самых интересных проектов для меня. Потому что музыка получилась тоже неординарная. Она сделана не с помощью игры на музыкальных инструментах, а с помощью программирования определенных звуков и сэмплов, которые руками сыграть просто невозможно. Эта музыка находится на границе с математическим дизайном.
Повелитель студии
Один из самых известных украинских музыкантов приглашает нас в комнату для звукозаписи. Здесь есть все для того, чтобы любой музыкант почувствовал себя как в раю: барабанная установка, бас-гитары, гитары электронные и акустические, бонги и конги, а также большая коробка с целой кучей мыслимых и немыслимых штуковин для звукоизвлечения. Предмет особой гордости Филатова – электронные пианино, которые он нежно называет "пианинки".
Клавишных в студии – девять штук. Некоторые из них припали пылью – пока хозяин любовно протирает их тряпочкой, мы слушаем истории.
– На таком постоянно играл Рэй Чарльз. Помните фильм о нем – "Рэй"? Ему там именно такой инструмент подарили. Или вот, – показывает на внушающие трепет своим раритетным видом электронные клавиши на блестящих съемных ножках, – а на таком играл Стиви Уандер. Эта "пианинка" во времена второй мировой войны прославилась. Это потом уже она стала классической в джазовом саунде. А начинали производители с того, что делали фортепиано-тренажеры, чтобы солдат развлекать во время войны. Или для тех, которые в госпиталях, – в качестве реабилитации.
Рассказывая, Филатов перетаскивает с места на место разной степени громоздкости "пианинки", подыскивая для них подходящее место в специальных стойках для клавишных. Расставив все по местам, подключает к колонке одно за другим электропианино. Объясняет, что покупает все эти "штуки" не для коллекции, а для активного использования в записи музыки.
Просим рассказать о новом альбоме, презентация которого вскоре состоится. Евгений заметно оживляется и с удовольствием говорит о новом проекте.
– Альбом называется Soulmate Sublime. На русском – что-то вроде "Риспект моим духовным братьям", в хип-хоп стайле таком. Это возвышение близких по духу людей. Для меня как музыканта концепция альбома – это его звучание в первую очередь. Оно изменилось в сторону рок-музыки. Но при этом музыка все-таки остается по большей части электронной. То есть получается интересное смешение рок-музыки, местами в ее классическом виде, и электронной музыки – такой себе электроник-рок.
Концертная команда у The Maneken подобралась солидная. Басист московской группы "Ундервуд" Андрей Гагауз; Денис Маринкин играет на барабанах в коллективе Петра Налича и играл с Земфирой на альбоме и в туре "Спасибо"; гитарист Максим Шевченко – бывший участник группы россиянина Найка Борзова "Инфекция". Вся эта внушительная компания несколько недель вместе с Филатовым усиленно репетировала в Москве, готовя новую концертную программу – презентация Soulmate Sublime пройдет сначала в Киеве, а после в Москве. Сама же пластинка появится в продаже в середине апреля. Также The Maneken планирует выложить ее по примеру британцев Radiohead в сети – бесплатно.
Евгений выбегает в соседнюю комнату, где на стене красуется огромный плакат Happy Fucking Eurovision Birthday, и возвращается с какой-то космического вида прозрачной штуковиной в руках. Выясняется, что это мощные аудиоколонки.
– Сейчас я вам устрою эксклюзивную презентацию моего нового альбома, – улыбается Филатов и вставляет диск в проигрыватель.
Слушаем все 15 треков. Не дожидаясь конца песен, автор переключает их с одной на другую, подпевая и комментируя.
– А тут нам хотелось скрипочек. Люблю скрипочки! А это роковая композиция с таким вот длинным и лирическим отступлением.
Несколько месяцев назад Евгений Филатов собрал на свое выступление большой клуб в Вашингтоне, а в мае выступит на главном музыкальном форуме планеты – MUSEXPO в Лос-Анджелесе, на сцене знаменитой SIR Studio . До него здесь играли самые именитые музыканты – начиная с Queen.
И на дуде игрец
Пока я слушаю новый альбом, Евгений ухитряется сбегать раз десять на второй этаж студии и перетаскать вниз стойки для микрофонов, пюпитры, загадочные чехлы и чемоданчики и все это расставить в помещении для звукозаписи. Довершила композицию забавная кукла без лица – небольшой манекен, подаренный музыканту на день рождения друзьями. Теперь он красуется у Филатова в студии, занимая почетное место между ударной установкой и бонгами.
– А сейчас мы вам поиграем, – подмигивает Евгений и нежно берет в руки электрогитару. – Это, кстати, Gibson, такой же был у Джимми Пэйджа и Боба Марли.
К Филатову присоединяются его пиар-директор и менеджер по международным связям. Трио импровизирует по полной программе, чередуя стили и меняясь инструментами. Сам The Maneken явно получает удовольствие, предаваясь веселому музыкальному дураковалянию. Отдает гитару пиар-директору, сам бежит за барабаны, при этом хватает гармонику, отдает указание третьему участнику импровизированной группы, какой ритм выстукивать на перкуссии. Побарабанив от души, становится за клавиши – и в таком темпе минут 45, приплясывая и напевая.
Переведя дух, Филатов приглашает нас к себе домой. Пока едем по Киеву на Почтовую площадь, где он живет со своей девушкой, солисткой электронной группы Tomato Jaws Натой, музыкант развлекает нас записями своего шоу, которое они ведут на радио DJ fm. Параллельно говорим об украинских городах, о том, как он сотрудничал с Филиппом Киркоровым ("Здоровый он, падла!"), и где любит поесть свежих морских продуктов.
Дома у артиста – практически как в студии. Квартиру с видом на набережную и Днепр заполняют всевозможные аудио-гаджеты – колонки, синтезатор, наушники, разнообразные микшеры, диджейские пульты, плееры и еще бог знает что таинственного вида с кучей кнопочек и ручек.
– Я вообще помешан на всяких красивых штучках. Вот у меня даже наушники – такие вот в ретро-стиле.
Дома Филатов отыграл нам небольшой диджей-сет, явно порадовав уже ко всему привыкших соседей.
Интересуюсь, часто ли жалуются.
– Ну, – улыбается Евгений, – бывает, что и жалуются. Особенно после 12 ночи.
Везде поспел
До того, как в 2008 году был запущен проект The Maneken, Евгений Филатов под псевдонимом DJ Major выступал с диджей-сетами в клубах стран СНГ. Филатов успел посотрудничать в качестве аранжировщика и композитора с большинством отечественных звезд и несколькими российскими артистами – Ани Лорак, Натальей Могилевской, Светланой Лободой, Гайтаной, Тиной Кароль, ТНМК, Филиппом Киркоровым, Smash и др. Выступил саундпродюсером дебютного альбома Джамалы. В его послужном списке sound-design для фильмов ("Дневной дозор", "Штольня") и музыка к рекламным роликам международных и локальных компаний, заставки для национальных ТВ-каналов и джинглы для столичных радиостанций. Под именем The Maneken музыкант выступал от Южно-Сахалинска до Вашингтона и Пуэрто-Рико. Сотрудничает с зарубежными рекорд-компаниями и издает свою музыку за рубежом. Альбом First Look (2009) был выпущен французским лейблом Somekind Records и продавался в большинстве европейских стран и Японии. Видеоклипы The Maneken ротируются на музыкальных каналах Европы и Ближнего Востока.
Ирина Навольнева, Фокус