Мыльные оперы 90-х научили украинцев носить бейсболки с вечерними нарядами, любить негодяев и находить стабильность в меняющемся мире
В ноябре 1991 года девушка сложной судьбы Марианна Вильереаль вошла в каждый украинский дом. Главной героине мексиканской теленовеллы "Богатые тоже плачут" оказалось под силу невозможное. За 248 серий, транслировавшихся в течение года, Украина пережила культурную революцию. Наследница самой читающей страны превратилась в одну из самых смотрящих сериалы.
Мексиканская лихорадка
"Сериал "Богатые тоже плачут" начался в понедельник в шесть часов вечера, – вспоминает 38-летняя киевлянка Марина Борзова. – В этот день мы с мужем въехали в съемную квартиру. Из мебели обнаружили телевизор, кровать и пустой холодильник. Наполнять его было нечем". Из всех видов отдыха был доступен только телевизор – электричество в этот день не отключали. Семья коротала вечер, глядя на Веронику Кастро, исполнительницу роли Марианны, и от души хохотала, оценивая ее макияж и костюм. Весь следующий год они проводили перед телевизором пять вечеров в неделю.
Не новая мексиканская теленовелла имела фантастический успех не только в семье Борзовых. Мыльной лихорадкой заболели жители всех стран только что развалившегося СССР. Прибалты писали в Останкино письма с просьбой перенести время показа на более удобное для служащих. Россияне осаждали соответствующие инстанции с требованиями возобновить показ – после пробного проката нескольких серий телевизионщики сделали паузу, чтобы оценить эффект. В горячих точках на время трансляций приостанавливались боевые действия. Отечественные Маруси, Марьяны и Марины стали гордо именовать себя Марианнами. Это имя давали едва ли не каждой второй новорожденной девочке. Самые невезучие из мальчиков умудрились получить имя Луис-Альберто – в честь киношного возлюбленного Марианны.
Этот стон у нас песней зовется
"Мыльные оперы смотрели все, независимо от социального статуса и образования, – говорит историк Валентина Конкина. – Кстати, интеллигенция тоже не спаслась от мексиканской лихорадки. Образованные люди увлечения стеснялись, пытаясь найти ему оправдание. Дескать, я такое не смотрю, у меня мама смотрит, а я слушаю из соседней комнаты".
Вслед за "Богатыми" на телеэкраны страны хлынули "бедные": "Просто Мария", "Дикая Роза", "Моя вторая мама". Сериалы крутили по всем доступным каналам, многие с утренним повтором. В свободное от просмотра время латиноамериканские страсти горячо обсуждали. Не быть в курсе событий означало выпасть из жизни.
С популярностью актрисы Вероники Кастро, после окончания "Богатых" вернувшейся в теленовеллах "Дикая Роза" и "Ад в маленьком городке", могла соперничать только Алла Пугачева в лучшие годы. Киношные образы зеленоглазой мексиканки тиражировались в плакатах, открытках и календарях. Бейсболка, надетая поверх круто завитых волос, боевая раскраска, тренировочные брюки под высокий каблук – стандартный вид фанатки Вероники.
Психолог Анна Воробей так объясняет это явление: "Феноменальный успех мыльных опер связан с особой социальной ситуацией, сложившейся в стране. 90-е – это жизнь после слома устоев. Адаптироваться к такому сложно. О пугающей реальности можно только на время забыть: в этом и помогали сериалы, ставшие массовой психотерапией, наркозом, "сном золотым". Что касается Вероники Кастро, то, по мнению г-жи Воробей, ее героини невольно пропагандировали идеи, близкие украинской ментальности – патриархальные ценности и упрямую надежду на награду свыше за все, что пришлось пережить.
Красота по-американски
Сага растянулась на 10 лет. За эти годы Украина пережила обвал экономики, обмен денег, гиперинфляцию, смену президента, рождение и обесценивание многих идей. Единственным островом стабильности в изменчивом мире был ежевечерний показ "Санта-Барбары". Счастье внезапно оборвалось 17 апреля 2002 года на 2040-й серии.
Сергей Отроченко по сей день обижается на прокатчиков, "укравших" у зрителей 97 эпизодов. "Я начал смотреть фильм, когда мне было 7 лет. Вырос на "Санта-Барбаре", и для меня она всегда будет ассоциироваться с детством и родным домом. Очень хотел узнать, чем все закончится, но так и не показали". В качестве компенсации морального ущерба, нанесенного телевидением, Сергей организовал фанклуб мыльной оперы. Устроили квартирный музей, состоящий в основном из плакатов с изображениями Иден и Круза – флагманов сериала. Еще через пару лет фан-клуб распался, а плакатами г-н Отроченко оклеил стены дачного домика. Потом делали ремонт, и этот "культурный" слой сошел на нет.
Жизнь украинцев "Санта-Барбара" обогатила новым типажом женской красоты – роковой калифорнийской блондинки. К блондинкам прилагались тягучий сюжет с неоднозначными героями, то и дело впадавшими в запой или в кому, частая смена актеров и периодическое воскрешение погибших. Впрочем, даже скептики не могли не отметить фирменный юмор героев сериала и качество актерской игры, намного превышавшие латиноамериканские образцы аналогичного жанра.
Что поделать – молодежь
"Десятилетний просмотр мыльной оперы в нашей стране превратился в репетицию новой виртуальной формы жизни, – считает Анна Воробей. – Поколение, выросшее на "Санта-Барбаре", затем легко увлеклось компьютерными играми и реалити-шоу".
Ближе к середине 90-х подготовку к виртуальному будущему закрепили сериалы, рассчитанные на тинейджеров: американские "Беверли Хиллс", "Сансет Бич", "Мелроуз Плейс", французские "Эллен и ребята", "Первые поцелуи", канадская "Подростки с улицы Деграсси". В отличие от "Санта-Барбары", герои которой жили в 80-х, молодежное "мыло" снималось в реальном времени. Персонажи жили теми же интересами, что и отечественные подростки, вплоть до обсуждения свежих футбольных матчей и концертов музыкальных групп.
До отечественного продукта на заданную тему страна дозрела в 2004 году. Первый в истории украиноязычный комедийный сериал "Леся плюс Рома" оставался на плаву четыре года. Правда, фильм не является оригинальным на сто процентов – это очередная экранизация международного проекта Love Bug (любовные штучки).
В 2010 году стартовала 100-серийная украинская мелодрама "Только любовь", у которой есть шанс восполнить дефицит национального "мыла". Актеры отработали сезон, остановившись на самом интересном месте. Сейчас идут съемки второго сезона мелодрамы.
Кино и мексиканцы
Бывший актер Крымского драматического театра 46-летний Антон Эрак вспоминает о времени повального увлечения сериалами
О сериалах
Думаю, что в нашей стране не было человека, который не видел хотя бы одну серию мексиканского "мыла". Я тоже смотрел пять серий "Рабыни Изауры". Пытался понять, как такое возможно. Не понял, как именно, но понял, что возможно.
О поклонниках "мыла"
Сериалы любит Умберто Эко. Иоанн Павел II пригласил на личную аудиенцию Веронику Кастро. После встречи сказал, что она самая красивая и добрая женщина в мире.
О качестве
Об уровне латиноамериканских мыльных опер говорить как-то неприлично, все слишком очевидно. Что касается актеров, то понять не могу одного – неужели там нет молодых актрис, способных играть подростков? Вероника Кастро со всеми ее лишними кило и тоннами косметики на лице, изображающая юную барышню, – это верх неприличия.
О жизни
Причины популярности латиноамериканского "мыла" в Украине в том, что хороших отечественных фильмов и передач не снимают. Особенно это касалось 90-х. Кроме сериалов, смотреть было нечего, разве что новости.
Любовь зла
Сериалы, которые начиная с 1991 года были наиболее популярными в Украине
«Богатые тоже плачут», Мексика, 1979, 248 серий. В ролях: Вероника Кастро, Рохелио Герра Годы показа в Украине: 1991–1992 Рекордное количество слёз Марианны Вильереаль пролито из-за любви к прожигателю жизни Луису-Альберто. В конце концов девушка узнаёт, что она наследница огромного состояния, и выходит замуж за поумневшего возлюбленного. |
|
«Дикая Роза», Мексика, 1987, 199 серий. В главных ролях: Вероника Кастро и Гильермо Капетильо Годы показа в Украине: 1992–1993 Нищая и необразованная, но добрая и честная Роза Гарсия становится женой богатого Рикардо Линареса. Злые сёстры Рикардо пытаются выжить дикарку из дому, но она с честью проходит все испытания. |
|
«Санта-Барбара», США, 1984–1993, 2137 серий. В ролях: Лейн Дэвис, Робин Мэттсон, Робин Райт Годы показа в Украине: 1992–2002 Сага о жизни богатых калифорнийских кланов Кепвеллов и Локриджей обернулась проблемами для её создателей. Автор идеи и сценарист Джером Добсон безнадёжно запил, ощутив творческое бессилие после окончания мыльной оперы. |
|
«Просто Мария», Мексика, 1989, 143 серии. В ролях: Виктория Руффо, Мануэль Саваль Год показа в Украине: 1993 Юная крестьянка Мария Лопес приезжает в Мехико и встречает Хуана Карлоса дель Вильяр. Счастью пары мешает семья Хуана Карлоса. Желая доказать богатым Вильярам свою состоятельность, девушка становится знаменитым модельером. |
Лариса Даниленко, Фокус