Юмор – дело серьезное, считают его исследователи. В подтверждение чего выводят формулы, выстраивают теории и учат шутить по науке
"Был я на международной конференции по изучению юмора. О-очень скучная", – рассказывает доктор технических наук Игорь Криштафович. В свободное от электротехники время он исследует юмор, занимается этим уже более 40 лет. Почему одна фраза заставляет хохотать, а другая, составленная из тех же слов и несущая такую же информацию, не вызывает эмоций, понял еще учась в Киевском политехе. Пошел с этой теорией к профессорам, но те гениальности мысли не признали. Дали парню выступить на студенческом семинаре, на этом все и закончилось.
С тех пор Игорь Криштафович четверть века проработал в Киевском институте электродинамики, переехал в Сиэтл, приобрел репутацию изобретателя и крупного ученого. Но к изучению юмора бывший киевлянин не охладел. Однажды, пока болел, описал формулу удачной остроты в монографии "Теория юмора". Стараниями Криштафовича теперь каждый может оценить качество анекдота с помощью специальных таблиц или увидеть график восприятия простейшей шутки.
Юмор от ума
Благодаря Skype поймать Игоря Криштафовича удалось в научном центре китайского города Сучжоу. "Прежде чем ехать в Китай, я изучал его культуру. Нашел материалы о том, что у китайцев якобы нет чувства юмора. Проведя исследование, убедился в обратном", – рассказывает ученый. По его мнению, чувство юмора есть у всех, однако развить его до умения виртуозно шутить – дело непростое, к этому нужно иметь предрасположенность.
Себя Игорь считает человеком остроумным. Но в своей книге предостерегает: юмор – это не только добродушный смех или незлобивая насмешка, как определяют словари. По мнению ученого, юмор – еще и интеллектуальное оружие, которое помогает человеку повысить свой статус. Например, шутить можно для продвижения по социальной лестнице.
Используют юмор и для привлечения внимания противоположного пола. Шутка – самый быстрый способ проявить ум. Криштафович полагает, что это природный инстинкт.
Оценивать, насколько смешной получится острота, он предлагает по формуле, которая учитывает сложность шутки, время, потраченное на ее понимание, подготовленность аудитории. Подставляя в формулу числовые значения от -1 до 1, исследователь проверяет качество анекдотов. Чтобы читателям книги проще было оценить собственные шутки, предлагает готовые таблицы с числовыми значениями. Чистая математика, которая, по мнению автора, пригодится артистам, юмористам и прочим острословам.
Науке неизвестно, пользуется ли этой формулой Задорнов, но его творчество Криштафовичу импонирует. Профессионала в юмористе выдает то, что он готовит публику к остротам – заботится о благоприятном "фоне настроения". Из украинских мастеров смеха исследователь юмора отмечает "95 Квартал". Их репризы "разгадываются" за 1–2 секунды, налицо включенность аудитории в тему шуток. Все по правилам.
Как сделать смешно
Кинопродюсер Алексей Редозубов, как и исследователь Криштафович, готовя книгу "Мозг напрокат", перелопатил горы специальной литературы, но устраивающего его ответа там не нашел. Пришлось разгадывать тайну юмора самостоятельно. "Смех возникает, когда мы наблюдаем, как кто-то попадает в нелепую ситуацию. Это не статистическая закономерность, а универсальное правило, которое действует всегда", – утверждает кинопродюсер.
Редозубов считает, что качественная шутка кроме нелепости должна включать и большой объем информации. Его удается передать, используя ассоциации, многозначность слов. Идеальным примером того, что такое юмор, Алексей называет анекдоты. В них сначала рисуется картина, задача которой заинтриговать слушателя, но ни в коем случае не выдать смысл происходящего. Затем ключевая фраза открывает картину полностью. И в ней кто-то обязательно оказывается в нелепом положении.
Понимание природы юмора помогает Редозубову в работе: "Я точно знаю, почему одна шутка смешная, а другая нет, и что надо изменить, чтобы сделать ее смешной". Например, герой фильма пытается открыть дверь, а она, вместо того чтобы открыться, падает. Не смешно. Как заставить зрителя улыбнуться? Нужно дать дополнительную информацию. Допустим, показать, как хозяин дома целый день устанавливал эту злосчастную дверь. Зрители после такого действительно улыбаются – проверено.
Алексей Редозубов изучает юмор с 1998 года. Успеху Comedy Club у него тоже есть научное объяснение. По его мнению, секс и прочие пикантности – та сфера, где человек чаще всего попадает в нелепое положение. Если же в этом "неприличном" содержится еще и некая информация, считайте, успех вам обеспечен. А причину того, что остроты на нашем ТВ все чаще бывают несмешными, Редозубов усматривает не в теориях. Просто проектов много, а достойных авторов мало.
Алексей хочет, чтобы людей, умеющих шутить, становилось больше. "Я заинтересован в пропаганде своей теории", – говорит кинопродюсер. Он убежден в том, что его книга научит шутить. На всякий случай уточняет: понимание природы юмора ничуть не мешает радоваться шуткам. Сначала посмеешься, а только потом подумаешь, почему было смешно.
Абсурда и унижений
Сайт fast-die.kiev.ua – из разряда "черного" юмора. Страница, созданная психологами Александром Лысенко и Яной Левченко, рассказывает о вымышленных таблетках, которые "обеспечат легкую и гарантированную смерть". Разослали ссылку 10 друзьям, но уже через день количество посетителей увеличилось до 40 тысяч.
Причина успеха, по мнению Александра и Яны, в том, что держится сайт на двух китах юмора – абсурде и унижении. Плюс приправлен неожиданностью – без нее в шутках никак. "Проанализируйте любую шутку – в основе всегда будет или абсурд, или унижение, или первое и второе вместе", – делится своим открытием Александр.
Разгадав природу смешного, психологи стали учить этому других. Они организаторы тренингов beStrong, включили юмор в курс интеллектуального лидерства. После того как человек пройдет такой тренинг, уверены Александр и Яна, он научится удачно шутить на любые темы. Тренеры определили возраст своей целевой аудитории "от 18 до 30", но оказалось, что устройство юмора интересно и тем, кто значительно старше. Недавно психологов пригласили с авторским курсом в Питер.
Едва познакомившись с корреспондентом Фокуса, теоретики юмора немедленно приступают к обучению – не выходя из кафе в киевском Пассаже. "Вот держатель для салфеток. Выбрав его, мы выполнили первое задание – сконцентрировались на объекте. Теперь смотрим на мир через объект и ищем соответствия, ассоциации: "Этот держатель похож на пресс для глажки белья". Теперь примеряем ассоциации на реальность и шутим: "Хозяева кафе очень экономны, поэтому используют салфетки по два раза, а чтобы они не теряли внешний вид, гладят их", – старается достучаться до моего сознания Александр. Сходу погрузиться в безудержный смех не получается.
Изучив теорию, на тренингах переходят к практике – устраивают спарринги между 14 участниками. Побежденным считается тот, кого обстебали, а тот не нашел, чем ответить. "Главное, чтобы шутка была быстрой и строилась на эмоциях, а не на длительной обработке мозгом данных. И чтобы была привязка к "сейчас", – подчеркивает Яна.
Пытаюсь пошутить над несмешными ложками, лежащими на столе. Не выходит. Ассоциации приходят, но пока все больше не смешные, а до смешного банальные. Для закрепления теории получаю упражнение на дом: подобрать максимальное количество ассоциаций для выбранного предмета. Или выполнить упражнение "парадоксальное связывание": берешь три любых слова и придумываешь как можно больше предложений с ними. Выполнять надо строго по 10 минут в день.
Обхохочешься
По классификации авторов проекта beStrong, смех может быть вызван абсурдом, унижением или их совмещением
Абсурд. Пример: фильм «Горячие головы». Комичность строится на неадекватном поведении героев и каламбурах. Главный герой говорит: «Мой отец любил реактивные самолёты, и я люблю их. Мой отец не мог сделать ничего нормально, и я не могу». | |
Унижение. Пример: фильм «Один дома». Зрителю предлагается посмеяться над тем, как ребёнок по полной программе издевается над двумя взрослыми грабителями. | |
Совмещение. Пример: сериал «Мистер Бин». Главный герой постоянно попадает в абсурдные ситуации, выставляя себя перед зрителями полным дураком |
Анна Устенко, Фокус