Разделы
Материалы

Истории учителей-новаторов: какими будут школы будущего

Посмотрев на подходы учителей-новаторов, корреспондент Фокуса увидел школу будущего.

На прошлой неделе в Москве при поддержке компании Microsoft прошел Европейский образовательный Форум "Партнерство в образовании". В течение трех дней 300 учителей, использующие современные технологии в обучении школьников, презентовали свои проекты.

Соцсеть по физике

Украину на форуме представляла преподаватель физики из Донецкой области Елена Антикуз. Учитель физики и завуч Кураховской гимназии "Престиж" в этом году победила на всеукраинском конкурсе "Учитель-новатор". Физик Антикуз редко расстается со своим ноутбуком. Первым делом, попадая в незнакомое помещение, она оглядывается в поисках розетки. Второй вопрос, который интересует школьную учительницу - как обстоит дело с Wi-Fi. Если и первое, и второе - в порядке, то общаться с учениками и проверять их готовность к урокам, Антикуз может из любой точки мира. У нее свой сайт в сети, на котором выложены уроки для школьников 7-11 классов. Информация подается в виде лекций, фильмов, презентаций и таблиц. Есть тут и особый раздел "на случай карантина". Плюс на платформе Windows Live, физик создала виртуальную классную комнату - сообщество, в котором уже состоят больше 120 учеников школы. Благодаря такой школьной соцсети делиться учебными материалами, устраивать онлайн дискуссии и консультации с коллегами из других школ можно без привязки к классной комнате и учебным часам. Тут по принципу "википедии" любой пользователь может редактировать файлы и добавлять новые документы.

Несмотря на то, что работа завуча Кураховской гимназии стала лучшей из 400 работ, участвовавших во всеукраинском конкурсе "Учитель-новатор", и впервые украинский учитель попал в полуфинал конкурса, в Москве ее проект не получил призового места. "Дело в том, что украинские учителя-новаторы больше усилий вкладывают в создание электронных учебников, а в Европе – с учебным контентом в Интернете проблем нет. Тут упор делают на индивидуальные проекты", - поясняет Елена Антикуз.

Фильм о крещенской воде

Среди работ, которые отметило международное жюри в Москве, оказался проект белорусской учительницы Марины Стогний. Прежде чем прийти в школу, она десять лет проработала в научно-исследовательском институте. Сейчас руководит школьным клубом альтернативной энергетики. Двое старшеклассников Сергей Жук и Владислав Палач под руководством Стогний изобрели передний стоп-сигнал для пешехода. Это изобретение, по словам учителя, заинтересовало один из российских банков, который спонсирует разработку гибридного автомобиля.

На уроках биолога Ларисы Ковалевской из Минска школьники снимают фильмы. "Дети хотели проверить воздействие разных типов воды на развитие организмов, рассказывает учительница. - Взяли семена тыквы и фасоли, посадили в три стаканчика, и поливали водой - водопроводной, фильтрованной и крещенской. И каждый день снимали процесс роста на видео. В результате семена, которые поливали крещенской водой, росли значительно быстрее и были крепче, чем политые другой водой". Еще один из опытов, которые проводили школьники – воздействовали на каплю воды, в которой находилась инфузория -туфелька, магнитным излучателем. "Посмотрите, как она стала активно перемещаться, и в поисках пищи нападает на своих собратьев", -демонстрирует ролик учитель биологии.

Преподаватель английского языка из Беларуси Елена Синицына сняла со старшеклассниками фильм "Запоздалые цветы на могилу непризнанных героев" про битву под Монте-Касино, в которой участвовал польский корпус, состоявший на 40% из белорусов. Дети разыскали участника битвы – 105-летнего Александра Шакаля. Получасовой документальный фильм по качеству не уступает настоящим телевизионным продуктам.

Шокирующие шведы

Учительница Даниэла Гито из маленького итальянского городка Неулоко в рамках занятий по краеведению вместе с учениками провела историческое расследование, и выяснила, откуда произошло название города. Ребята сами смонтировали фильм. Теперь у курортного города, в котором живет три тысячи человек, есть своя легенда. А вот под руководством учителя из Сардинии инженера Роберто Манка, который ведет факультативный курс по энергоэффективности, старшеклассники выясняли какая из операционных систем меньше всего потребляет энергии. "Для этого проекта ученикам пришлось объединить несколько компьютеров сеть, затем провести много расчетов, и наконец, понять, что на один и тот же процесс может тратиться меньше энергии", - пояснил Роберто Манка.

Один из самых шокирующих проектов представили шведские учителя биологии. Они предложили старшеклассникам представить себя в роли патологоанатомов и детективов и выяснить: "Кто убил свинью?". В течение нескольких недель ребята проводили исследования крови в лаборатории, сопоставляли данные при помощи компьютерных программ. Шведский проект "Форензика в классе" (форензика является подразделом криминалистики) победил в номинации "Формирование знаний и критического мышления". Учителя оформили презентационный стенд так, как если бы это сделали подростки – на черном фоне кровавые потеки.

В рамках 8-го образовательного форума прошел круглый стол "Настоящее и будущее школьного образования". Модератором выступила Тина Канделаки, телеведущая и член Общественной палаты РФ по развитию образования, которая описала систему образования так: "Цифровые эмигранты учат цифровых аборигенов". Канделаки рассказала о том, как ее дети делают уроки, обмениваясь правильными ответами Вконтакте. "Хотим и мы того или не хотим школьное образование к 2020 году будет окончательно реформировано, в школу пойдут те, кто уже не сможет представить свою жизнь без компьютера", - подвела итог обсуждения телеведущая.

Следующий Европейский Форум "Партнерство в образовании" пройдет в Лиссабоне с 21 по 23 марта.

Анастасия Рингис, Фокус