Всемирная паутина при определенных усилиях становится действенным инструментом для заработка. Это уяснили светлые головы, совместившие старую страсть человека играть и выигрывать с его новой страстью — Интернетом. Онлайн-проекты, при их относительной дешевизне, приносят сотни тысяч у.е. дохода. Те, кто раскошеливаются, делают это с удовольствием
Если "чистыми" — $200 тыс.в месяц. Утверждают, что столько зарабатывает один из крупнейших онлайновых игровых интернет-проектов постсоветского пространства — "Бойцовский клуб". Дважды подряд, в 2004 и 2005 гг., этот ресурс признавался "лучшим развлекательным проектом Рунета", о чем гордо написано на главной странице сайта. О том, что за право владеть электронным адресом сайта шли жаркие споры со взятками, угрозами, пиар-войной в оффлайновых масс-медиа, предпочитают не упоминать. Создатели виртуальных игр вполне реальные деньги — а успешный проект способен принести в месяц десятки тысяч долларов — зарабатывают из воздуха, которым дышат геймеры-фанаты. Пока этого воздуха хватает на всех желающих.
Бойцы, герои и жуки
"Бойцовский клуб" был пионером, но вскоре у него появились серьезные конкуренты. Например, сайт "Арена", который ежедневно посещают около 200 тыс. человек. Для сравнения — это где-то в 4,5 раза больше показателя "Украинской правды", знакомой каждому отечественному интернетчику. Еще есть "Дозоры", сделанные по мотивам произведений фантаста Лукьяненко, "Жуки", "Лига героев", виртуальные футбольные лиги и множество проектов, написанных в жанре "фэнтези".
Зарабатывать на интернет-играх стали не сразу: вначале их писали просто из интереса, благо просторы бывшего Союза богаты на "кулибиных" от клавиатуры. Некоторое время все держалось на энтузиазме. Но сервер (компьютер, на котором происходят все игровые процессы), сетевой адрес, траффик и т.п. — все это стоит денег: прошло немного времени, и создатели проектов оказались перед выбором — либо сворачиваться, либо искать источники финансирования. А когда эти источники стали отыскиваться, "кулибины" сообразили, что и им самим может кое-что перепасть. Так возник игорный бизнес нового поколения, его high-tech вариант.
Самые популярные онлайн-игры
Что касается способов заработать на игре, то их — множество. Причем игроки сами стремятся платить, лишь бы не лишиться удовольствия не просто играть, но — побеждать конкурентов: хочешь выигрывать — изволь тратиться. Дело в том, что в играх обычно есть система бонусов, дающих преимущество в борьбе с соперниками, и эти бонусы — платные, их можно купить.
В основном оплачивается так называемая "одежда". Это латы или бронежилеты, мечи, бластеры, амулеты — в зависимости от стилистики и "легенды" игры. Обладателю этих "вещей" легче добиться успеха, чем тому, кто играет без таких штук. Полтысячи долларов — средняя плата за комплект "вооружений", который позволит быть почти непобедимым. Еще платят за автоматизацию услуг — когда неинтересный, но необходимый для игрока процесс делает программа. Например, есть "Футбольная лига Павла Епишина", названная в честь автора-программиста. Это проект для футбольных болельщиков, где каждый может стать менеджером команды. 65 стран, 200 лиг, еврокубки и чемпионат мира. Можно играть бесплатно. Но за скромную плату в 20 долларов за сезон пользователь получит несколько услуг, значительно облегчающих ему игровую жизнь.
Деньги без границ
По сути, человек меняет реальные деньги на виртуальные ценности. И для получения этих ценностей требуется тем или иным способом перечислять деньги создателям проекта. Самый распространенный метод — SMS-сервисы, когда бонусы начисляются за каждое отправленное сообщение. Достаточно составить договор и получить короткий номер SMS с поддержкой всех основных операторов связи. Сервис работает по тому же принципу, по которому владельцы "мобилок" заказывают мелодии и гороскопы. Только вместо очередного рингтона отправитель получает виртуальные блага.
Также в ходу так называемый "реал": никаких электронных переводов, деньги передаются из рук в руки. Здесь все строится на системе дилеров, которым создатели игры доверяют получать плату с клиентов и доставлять выручку куда следует. Проследить за всеми денежными потоками невозможно, но обычно дилеры — сами страстные игроки, так что за возможность играть они готовы быть честными и надежными.
Кибернаркотик
Наконец, самый конфиденциальный способ расчетов — посредством так называемых webmoney. Эти Интернет-деньги можно добыть в любой стране мира в специальных пунктах обмена по простому курсу: одна единица "вебмани" приравнивается к одному доллару. Сумма кодируется на специальной карточке, а потом кладется в "электронный кошелек". Проследить, кто отсылает и получает переводы с одного "кошелька" на другой практически невозможно. Этот нюанс, кстати, часто используют предприимчивые люди. Ведь при желании с помощью webmoney огромные суммы можно переправлять через границы, и ни налоговая инспекция, ни таможня не станут препятствием. Деньги, поступающие игрокам, контролю со стороны фискальных органов не подлежат.
В украинском законодательстве не определено, что делать с таким способом заработка. Это открывает перспективы, например, еще такому направлению, как интернет-казино. Единственное, с чем могут возникнуть проблемы у разработчиков — авторские права. Конечно, кроме домена, можно зарегистрировать программу конкретной игры, но делать этого никто не спешит: программисты опасаются доступа к своему труду потенциальных конкурентов или плагиаторов.
Практически все игровые сайты находятся в зоне ".ru", то есть они зарегистрированы в России. Но это не означает, что онлайн-игры — прерогатива исключительно россиян. Просто так выгоднее — в Рунет заходят и украинцы, и белорусы, и казахи, и прибалты. По известным причинам традиционно много посетителей дают Израиль, Германия и США. К примеру, ту же "Лигу героев" сделали украинец и два россиянина, один из которых давно эмигрировал в Германию.
Романтичный прагматизм
Играют люди разного социального статуса и достатка. По словам создателей "Лиги героев", недавно они провели встречу игроков: на ней оказались менеджеры, журналисты, студенты, политик, и предприниматель-миллионер. Интернетчики шепчутся, что некий человек, житель столицы и активный участник "Бойцовского клуба", потратил на эту игру больше $150 тыс.
Создатели онлайн-игры пока не зарабатывают таких денег, как их известные конкуренты — не хватает посещаемости. Они считают, что для коммерческого успеха игроков должно быть во много раз больше, и сейчас практически все заработанное программисты и дизайнеры инвестируют в развитие.
—Сначала мы просто много времени проводили в сети, любили играть в разные игры, — рассказывает один из создателей "Лиги героев" Дмитрий Галяк. — А потом решили: а почему бы нам не создать свой проект? Хотелось попробовать, по силам ли нам написать интересную программу и нарисовать соответствующую графику. Так что о заработках вначале мы и не думали. Но игра "пошла", у нее стали появляться поклонники, и возникла возможность ввести сюда коммерцию. А вообще-то оценивать доходность таких проектов весьма рискованно. Расчеты не всегда срабатывают и не всегда оправдываются. Наша игра сейчас приносит немного — около 30 тыс. грн. в месяц: игроки покупают бонусы через SMS-сервис, тут все законно. Что касается денег — мы не можем запретить человеку платить за свое удовольствие. Взять гурмана: ведь он тоже раскошеливается, например — платит за швейцарский шоколад в 10 раз больше, чем за украинский. Наверное, просто для того, чтобы получить удовлетворение, конечно, имея соответствующие возможности. Игра — это, прежде всего, отдых. Здесь своя жизнь, свои правила, свои персонажи. В реальной жизни иногда возникает так много проблем и стрессов, от которых, извините, тошнит — хочется хоть на минутку перенестись куда-то, где не достанут ни шеф, ни жена, ни пьяный дворник. К тому же — игра может быть занимательной, логической, стимулирующей мышление. И это, конечно же, весело, — рассуждает Дмитрий Галяк.
Авторы "Лиги", недавно заплатившие за новый сервер несколько тысяч долларов, утверждают, что иногда из-за подобных трат проект едва ли не выходит "в ноль". Однако они опасаются перегнуть с оплатой услуг и лишиться некой "философии", без которой посетители сайта могут перестать играть. Впрочем, запах денег легко перерождает романтизм в прагматизм.
Маркетинговую настойчивость уже ощутили на себе пользователи российского почтового портала mail. ru, которым предложили сразу несколько игр, изначально ориентированных на деньги. Например, "Жуки" — красиво нарисованная и ладно спрограммированная забава. Ничего особо интересного, простые тараканьи бега. Но — затягивает.
Бум онлайновых игр только начинается. Буквально каждый месяц в сети появляется два-три проекта. Растет и количество игроманов — вместе с "интернетизацией" страны и ростом доходов населения. Из забавы скучающих программистов игры становятся привлекательным объектом для инвестиций, когда в разработку и раскрутку можно вложить $100-150 тыс., и уже через полгода получать хорошую прибыль. Но в погоне за деньгами все-таки не стоит забывать о романтике. Потому что она — главное, что делает интернет-игры популярными. Тут круг замыкается: ведь хорошие деньги приносит именно популярность.