На вегетарианском фронте оживление – в Киеве открылся специализированный буфет, появилась сеть киосков с вегетарианской едой, интернет-магазины расширяют ассортимент растительных продуктов
У вегетарианцев Артема и Ульяны Гукасовых четверо детей. Утром и вечером семья ест кисломолочные продукты, в обед – каши и белковые продукты, в течение дня – фрукты, овощи, орехи. "Мы употребляем только свежеприготовленную пищу, а вдобавок к этому покупаем витамины, нехимические соевые добавки, морские водоросли", – рассказывает Ульяна. Она вегетарианка с 20-летним стажем. Живя в семье мясоедов, решила отказаться от животной пищи, когда ей было 10 лет. Она говорит, что ее дети смогут сами делать выбор: "Они знают о том, что мясо – это убитое животное. Если, повзрослев, захотят попробовать, я не буду запрещать".
Львовяне Гукасовы на днях заказали аппарат под названием "Соевая корова", напоминающий электрочайник. Эта новинка в Украине пока мало распространена, зато популярна в США и Китае. С ее помощью из соевых бобов можно приготовить молоко и сыр тофу, из рисовых – суп-пюре, из орехов – ореховое молоко. Аппарат с доставкой в Украину из России или Германии стоит около 100 евро.
Готовим дома
Дизайнер Эдуард Насыров – вегетарианец уже 10 лет. Почти всю сезонную зелень он выращивает на балконе. "Хорошо, конечно, что появились интернет-магазины для вегетарианцев, но хочется, чтобы и в супермаркетах были специализированные отделы", – отмечает он. Эдуард Насыров убежден: вегетарианцев в Украине достаточно, чтобы сделать такие отделы рентабельными.
Фотограф Анастасия Иванова тоже столкнулась с проблемой скудного выбора вегетарианских продуктов. "Поначалу, отказавшись от мяса, я ела его соевые заменители и орехи. Но "соевое мясо" невкусное и бывает некачественным, а орехи дорогие: 150 гривен за килограмм погрызенного мышами миндаля – это ненормально", – сетует она. Сейчас Анастасия разнообразила рацион кокосовым маслом и проросшей пшеницей.
Ограниченный выбор заведений с вегетарианским меню вынуждает многих готовить дома. "В меню большинства ресторанов во время церковных постов появляются специальные предложения, – развивает тему Олеся Здоровецкая, певица и вегетарианка. – Набор блюд стандартный: блинчики, грибной суп. Между тем на специализированных сайтах есть много рецептов более оригинальных вегетарианских кушаний из продуктов, богатых белком". Она недавно побывала в Стамбуле, где ее поразил огромный выбор блюд из овощей и круп, а также соусов и приправ на основе специй. Олесю удивляет, что в ирландском городке Корк, где живет 200 тысяч жителей, есть вегетарианский ресторан, а в Киеве с этим проблемы.
Анастасия Иванова подтверждает: "В вегетарианских меню можно встретить недоразумения вроде овощного супа на мясном бульоне. Кроме того, в наших ресторанах к вегетарианцам часто относятся как к тем, кто хочет сэкономить и заказать студенческий бутерброд с горчицей". Иногда она позволяет себе обедать в ресторане индийской кухни "Гималаи" на Крещатике. В меню – блюда без мяса, но цены кусаются: основное блюдо из овощей, картофеля или грибов стоит 70–80 грн.
Гораздо демократичнее "Эко-Буфет", единственное в Киеве вегетарианское кафе. Оно работает с осени прошлого года. Посетителям здесь предлагают гороховый суп, борщи, ореховые тефтели, блинчики с тофу и со шпинатом, тушеные овощи, легкие салаты, гарниры. Цены – 6–8 грн. за суп или салат, 11–14 грн. – за основное блюдо. Эдуард Насыров, обедавший в "Эко-Буфете", отмечает, что кормят вкусно, но расположено кафе неудобно – за недорогой вегетарианской едой приходится ехать на Петровку. Правда, есть служба доставки еды клиентам.
По словам директора "Эко-Буфета" Константина Соляника, владелец заведения занялся ресторанным бизнесом не столько для заработка, сколько ради идеи популяризации здорового питания. Неожиданно "Эко-Буфет" оказался популярным у киевлян, и в этом году появятся еще несколько сетевых заведений. Кроме того, г-н Соляник решил начать собственный вегетарианский бизнес. На днях на Лесном массиве Константин открыл два киоска, где продаются пирожки самоса и имбирный чай. Он собирается организовать сеть таких киосков в столице.
Только из сети
Ситуацию с продуктами для вегетарианцев иначе как словом "дефицит" не назовешь. Спрос есть, предложение почти отсутствует. В Киеве известен единственный магазин с хорошим выбором продуктов, которые подходят для питания вегетарианцев, он принадлежит Торговому дому "Органик Эра". Здесь есть мясо, птица и рыба, но достаточно и вегетарианских продуктов – это крупы, соевые продукты, масло, хлеб из пророщенной пшеницы, много видов специй. Масло (тыквенное, льняное, облепиховое) стоит около 200 грн. за литр, бобовые (маш, чечевица, соя) – примерно 70 грн. за полкилограмма. Есть и деликатесы – молодые побеги пшеницы, ячменя или повидло из инжира, кизила, черноплодной рябины. "Пока я не могу похвастать большими объемами продаж, – говорит Елена Березовская, соучредитель ТЦ "Органик Эра". – Но интерес есть. К тому же я предлагаю украинским производителям изготавливать органические продукты и поставлять их в супермаркеты".
Удовлетворить потребности вегетарианцев в какой-то степени может и интернет-магазин masale.com.ua. Владелица Ольга Слипко, съездив в Индию, открыла для себя множество вариантов того, как сделать простую растительную еду необычной на вкус. "В Индии мясные продукты продаются только в туристических местах, – говорит Ольга. – Там я поняла, что самое вкусное блюдо в мире – это рис басмати с кокосовым маслом". В интернет-магазине помимо кокосового масла Ольга предлагает специи и чаи. Она утверждает, что на спрос не жалуется: "Я замечаю, что люди все больше интересуются здоровым питанием. Знаю, что многие посетители моего магазина не едят мясо, я и сама его не ем – перешла на фрукты, овощи, кашу и рыбу лет 10 назад".
Уже четыре года существует интернет-магазин львовянина Романа Тимчишина – tonature.com.ua. Здесь продаются растительные колбасы и паштеты, специи и крупы. Тимчишин начинал вести бизнес, по его словам, "у себя на коленках". "Я уже 13 лет вегетарианец, и раньше многие продукты привозил для себя из Киева, – вспоминает он. – Не все же овощи есть, хочется постоянно чего-то нового. Потом посчитал, что выгоднее закупать больше товара и распространять среди знакомых". Освоив этот путь, Роман Тимчишин открыл интернет-магазин, а спустя пару лет и небольшой магазин в центре Львова. Роман Тимчишин ведет свой бизнес без рекламы, но дело его самоокупается.
"Начинающим вегетарианцам трудно без продуктов, которые они ели раньше. И если морковь и картофель продают повсюду, не все знают о том, что существует, например, вегетарианская колбаса", – отмечает г-н Тимчишин. Он и другие вегетарианцы призывают популяризировать такие продукты. По их мнению, спрос диктует предложение, но только если о предложении известно всем желающим.
Марина Арсенова, Фокус