Дизайнер Денис Капустянчик убедился, что нынешние индейцы Перу мало изменились со времен испанских конкистадоров
Текси Контити Пача Ячачик Виракоча – на заучивание этого имени у меня ушел целый день. Уж очень хотелось запомнить, как зовут создателя нашей вселенной по версии перуанских индейцев.
Куй на постном масле
Собираясь в Перу, я думал, что лечу к легендарным инкам. Однако откровением для меня стало то, что называть местных индейцев "инками" неверно. Дело в том, что до прихода испанских конкистадоров инки были правящим сословием народа кечуа, доминировавшего над другими племенами. Выходит, называть всех перуанских индейцев инками – это все равно что всех украинцев звать гетманами.
У кечуа есть свой флаг, которым они очень гордятся: вывешивают на улицах, украшают стены домов и сувениры и даже наносят на бытовые предметы. Знамя символизирует радугу, подаренную людям богом Солнца. И все было бы ничего, если бы в 1978 году Гилберт Бэйкер не придумал гей-прайд – символ сексуальных меньшинств, выглядящий столь же радужно. Вот и приходится теперь местным таксистам оправдываться перед непосвященными туристами, видя, как округляются их глаза при въезде на центральную площадь города Куско.
Пожалуй, столь же часто приходится объяснять туристам и то, что морская свинка – это прежде всего еда, а уж потом – домашний питомец. Этих зверьков перуанцы называют "куями", их жарят и тушат, а запивают чаем из листьев коки, которые для них вовсе не наркотик, а дар матери-земли, пусть и содержащий алкалоиды.
Скотская экология
Перуанцы – преимущественно католики. Но сколько ни четвертовали в свое время конкистадоры местных вождей, насаждая свою власть и веру, им все же не удалось заставить индейцев отказаться от почитания богини Пачамамы – матери-земли. В этом я убедился за четыре дня, проведенные с гидом и носильщиками-индейцами в Андах, во время похода в Мачу-Пикчу, сакральный город инков.
В первый же день, обратив внимание на кристальную чистоту одной из рек, я спросил гида Альфредо, можно ли пополнить запасы воды в бутылках. Он порекомендовал мне этого не делать, сказав, что река загрязнена. В моем воображении моментально возник мегаполис, сливающий в воду свои нечистоты. Но Альфредо очень серьезно сказал: "На вершине есть хутор, и тамошняя скотина из реки воду пьет". От такого скотства у меня, разумеется, отпало всякое желание набирать воду.
Жажду мы утоляли уже через полчаса на привале. Перед тем как сделать первый глоток из пластмассового стакана, Альфредо вылил немного воды в землю и произнес несколько благодарственных слов Пачамаме. Такая у них традиция. В тот момент мне с грустью вспомнилась наша народная традиция: сперва выпить содержимое, а затем преподнести стаканчик в дар матери-земле.
Креста на них нет
Как же удалось многим индейцам не стать католиками, но при этом избежать гнева испанцев? Оказалось, в свое время они умудрились выдать свой священный символ, Южный Крест, за распятие, а поклонение Пачамаме – за поклонение Деве Марии. Индейцам кечуа вообще характерно свободолюбие, как, пожалуй, всем горным народам мира. Даже нынешние власти не могут контролировать жизнь в деревушках на высоте 4000 метров и выше.
Например, не в состоянии они запретить модель сожительства, почему-то называемую нами "шведской семьей". Можно представить себе удивление канадских туристов, сопровождаемых ранее все тем же Альфредо, когда он перевел им с языка кечуа слова одного из носильщиков: "Здравствуйте, меня зовут Рауль, сейчас я должен много и упорно работать, поскольку моя третья младшая жена вот-вот подарит мне ребенка".
В отличие от христиан с их десятью заповедями, инки придерживаются всего трех. Первая из них – "трудись". Местные жители обычно получают за свою тяжелую работу гроши. Но ни один из тех, с кем мне довелось общаться, не жалуется.
Ремесленник с гордостью поставит авторскую метку на своем изделии. Полицейский с готовностью расскажет, как добраться до места назначения. А экскурсовод, прежде чем начать экскурсию, обязательно представится: "Здравствуйте, меня зовут Педро, и я очень люблю свою работу".
Уличить кого-то в нарушении второй заповеди – "не лги" – мне не довелось. Зато с третьей заповедью, "не воруй", дела у индейцев обстоят похуже, поэтому за вещами следить приходилось.
Чужой ад
Сохранив религию, язык, традиции и образ жизни, индейцы переняли у завоевателей лишь самое лучшее. Хорошим примером тому может быть письменность. Впрочем, местные жители все же взяли у испанцев и кое-что плохое.
Главный символ кечуа – Южный Крест, три ступени которого символизируют три мира. Нижнему миру индейцы предают останки. Средний мир – тот, в котором мы живем. А в высший мир, царство предков, кондоры забирают души умерших.
Во время похода я спросил у своего гида, не означает ли их нижний мир то же самое, что на латыни называется "инферно", то есть ад. Но он ответил: "Определенно, нет, это просто место погребения останков". А подумав, добавил: "Ад и комплекс вины за содеянное нам привезли испанцы".
Важно знать
Поездка в Перу не так сложна и дорога, как может показаться. Виза не нужна, а основными расходами будут два суточных перелета из Киева в Лиму и обратно (около $1500). В самой стране цены невысокие: если уметь торговаться, цену на номер в хорошем отеле можно сбить с $50 до $30. Сотню долларов стоит отложить на чаевые – это существенно облегчит общение с местными жителями.
Денис Капустянчик, denkap.livejournal.com, Фокус