Разделы
Материалы

Наша Люся. В Харькове помянули Людмилу Гурченко

Людмила Гурченко умерла 30 марта. Дома, но за работой – она смотрела свой последний фильм-концерт "Легенда", чтобы его оценить и дать разрешение на эфир

Эпоха, легенда, дива, заслуженная, народная и т.д. – сама она настаивала, чтобы объявляли: Людмила Гурченко, а представлялась иногда просто – Люся.

Ее высказывания очень сложно перевести в печатный текст: поток мыслей, несколько параллельных рассказов одновременно, плюс мини-спектакль из жестов, междометий и смеха. И еще такая особенность: к каждому собеседнику, вне зависимости от опыта и возраста, обращалась с полувопросом-полуутверждением: "Понимаешь?"

Всегда настойчиво рассказывала о родном городе, где прожила первые 17 лет и куда не раз возвращалась. Харьков для нее – синоним детства, поэтому идеален до смешного: "Харьковская погода – изумительная! Мне в Москве трудно было привыкнуть". Переезд в Первопрестольную она сравнивала с эмиграцией, но честно завоеванную столицу считала навсегда своей.

"Вспыльчивая, раздражительная, дураков ненавижу. Ненавижу, кто быстро не соображает; ненавижу, которые, без юмора, – калеки! Вот! Можно меня за это ненавидеть? Можно! Я разрешаю".

Она прожила 75 лет. Столько же, сколько ее обожаемый "папусик" Марк Гаврилович, который чуть ли не с рождения назначил ей звездную жизнь. Но похоронили Людмилу Марковну не на Ваганьковском кладбище, где находится могила ее родителей, а на "актерском" – Новодевичьем.

Народную Люсю Гурченко провожали в двух городах. В Москве прощались с артисткой, в Харькове – с землячкой: в школе, возле дома и даже на стадионе, где футбольные фанаты перед началом матча местной команды почтили ее память аплодисментами.

Малая родина. В последние годы в Харьков Гурченко приезжала по приглашению и на праздники, но по улицам детства всегда гуляла без свиты
История музыки. Пятилетнюю Люсю (вторая слева), которая поёт, в детском саду знал каждый. Воспитательницы в шутку прозвали её «Музкомедией» (1940 г.)
Альма-матер. Преподаватель харьковской музыкальной школы имени Бетховена Матильда Тафт (в центе) готовила Люсю к карьере певицы (1952 г.)
Звезда с первого раза. Первая главная роль принесла громкую славу. Но сама Гурченко называла жизнь до «Карнавальной ночи» – счастьем, а после – борьбой и выживанием
Адрес из детства. Фасад дома №7 в переулке Кравцова, где прошло военное «взрослое» детство Гурченко, в день похорон превратился в мемориал её памяти
Самая настоящая. Характерный смех, жесты и интонации – то, что в любой, даже самой плохой роли делало Гурченко звездой экрана. Она громко смеялась, и не боялась показаться смешной
Здесь была Люся. Цветы в гимназию №6 на улице Рымарской в Харькове, которая во времена Гурченко была исключительно женской, несли учителя, одноклассники и почитатели актрисы
Вечная прима. Любое выступлению для Гурченко – это шоу, которое должно продолжаться, несмотря на травмы, финансовые или личные проблемы
Последний выход. В Москве проститься с Гурченко пришли тысячи поклонников. Люди скандировали «Браво!» и усыпали путь до кладбища цветами

"Любовь у меня всегда была одна – большая, искренняя, чувственная, преданная. Вот только объекты все время менялись"

"Если вы меня спросите, что такое счастье в моей жизни, – это Харьков, это жизнь моя с родителями, в харьковской школе, в музыкальной школе, до "Карнавальной ночи". Это мое счастье"

"Я очень домашний человек, несмотря на свою фееричность. Я люблю дом, люблю украшать его, люблю шить"

"Я не из шоу-бизнеса, я киноактриса, это разные сферы и профессии"

"И моральная травма, и физическая очень похожи. Обе хочешь забыть поскорее, как тяжелый сон. Обе вынуждают вести себя и жить по-другому. Обе оставляют рубцы. И обе потом, впоследствии приносят Победу"

"Что такое счастье? Это – "сейчас"!"

"Мое полупролетарское происхождение и характер вылезали из всех швов моих платьев"

"Я очень расстраиваюсь, когда читаю о себе всякую херню: то у меня отнялись ноги, то от меня муж ушел. У меня все нормально. Но не спрашивайте меня о будущем"

"От встречи с талантливыми людьми я млею. Это единственное, что существует во мне постоянно. Вот эту любовь я не променяю ни на что"

"Тебя несет. И заносит, и смотришь, а тебя уже нет"

Фокус