Разделы
Материалы

В тихом омуте. Обзор новинок CD

Маленькие сюрпризы от темных лошадок – в обзоре музыкальных новинок Фокуса

В минувшем месяце отметились и артисты с громкими именами. Олег Скрипка продолжил строить башню украинского шансона ("Жоржина"). Бритни Спирс произвела новую порцию музыкального целлулоида (Femme Fatale), группа "Ляпис Трубецкой" раздавала на орехи этому миру и призывала к любви ("Веселые картинки"). Дебютировавший после развала Oasis Ноэл Галлахер с командой Beady Eye сделал то, что мало отличается от Oasis (Different Gear, Still Spending). Группа R.E.M. доказала, что ее еще рано хоронить (Collapse Into Now), а The Strokes поддержала штаны гитарному инди-року (Angels). Перечисленные диски не плохи, но предсказуемы, и говорить о них особо нечего. Поэтому речь о других.

Альбом месяца, инди-поп
The Do

Both Ways Open Jaws
Cinq7

Кто - Поющая и играющая финская девушка Оливия Мерилахти, живущая в Париже, и местный мультиинструменталист Дэн Леви. Это их второй альбом.

Что - Причудливые и не похожие друг на друга песни с ангельским вокалом, простыми и не очень мелодиями и замысловатыми аранжировками из гитар, саксофона, ксилофона, барабанов и электронных битов.

Как - При всей неординарности The Do ноги у них растут известно откуда – Оливия поет так, будто она младшая сестра Бьорк или дочка Сьюзанн Веги. Однако в этой музыке слишком много живого и настоящего, чтобы называть ее повторением пройденного. Просто франко-финская парочка крепко стоит на культурной почве, засеянной предшественниками: чувствуется, что Леви когда-то тщательно бороздил просторы джаза, авангарда и арт-рока и вынырнул из этих пучин не с пустым сердцем. Ранние Pink Floyd и Genesis, Velvet Underground и даже Том Уэйтс (вариант в юбке, конечно) – из всего этого богатства проросли хрупкие и прозрачные опусы The Do. В сочетании со взрослой культурной базой детская чистота чувств, которую явно сохранили в себе Дэн и Оливия, дает мощнейший эффект: их песни, лишь кажущиеся простенькими, однажды поселившись в голове, никак не желают ее покидать.

Поп-рок
Brazzaville

Jetlag Poetry
V2

Кто - Задушевная американская группа имени столицы Конго, перепевшая как-то "Звезду по имени Солнце" группы "Кино" и "Зеленоглазое такси" Михаила Боярского.

Что - Нешумные и неторопливые песни, исполненные в основном на гитарах и при участии звуковых добавок (труба, гармошка, скрипка и пр.).

Как - Джетлаг – это состояние, когда чувствуешь себя не в своей тарелке из-за ночной работы, перехода на летнее время или смены часовых поясов. Новый Brazzaville – музыка именно такого пограничного настроения, оторванности от привычного хода времени. Фокусы с психикой имеют разные последствия, в данном случае это ровная поэтическая тоска – голос солиста Дэвида Брауна наводит на мысли пройтись под дождем без зонта. Туман, спускающийся с гор, полевые цветы, распускающиеся на деревьях почки – все это здесь между строк.

Фолк-метал
In Extremo

Sterneneisen
Universal Music

Кто - Бригада из Берлина, исполняющая авторские песни и средневековый фолк-материал на дюжине языков, включая латынь и древний верхненемецкий.

Что - Индустриально-балладный рок с волынками, колесными лирами, арфами, раритетными трубами и еще бог знает чем.

Как - Принято говорить, что In Extremo – это "как Rammstein, но с волынками", однако так кажется лишь на первый взгляд. Важнее, что берлинский бэнд помешан на Средневековье и не дает ему умереть в нашей памяти. Sterneneisen ("Железная звезда") – очередная попытка задорными ритмами и сердечными напевами завлечь нас в мир, где борьба добра со злом проходила под аккомпанемент простых и пронзительных мелодий. Под новый In Extremo можно делать утреннюю зарядку и читать книги Толкиена. И готовиться к первому их киевскому концерту, намеченному на 4 ноября.

Барокко-поп
Panic! at the Disco

Vices & Virtues
Decaydance

Кто - Группа из Лас-Вегаса, участники которой похожи на персонажей, сбежавших из "Алисы в стране чудес".

Что - Витиеватый и узорчатый поп-панк, с помощью вибрафона, органа, тамбурина и скрипок доведенный до избыточного великолепия в духе барокко.

Как - Panic! at the Disco лучше воспринимать в комбинации с их имиджем – всеми этими шляпами, фраками и готическим гримом. Это помогает понять их музыку – не замкнутый на самом себе звуковой набор, а часть пышного водевиля, изящного балагана (что выделяет их на фоне собратьев-янки по жанру – Green Days и Blink-182). При всем внимании к внешнему, мозг проекта Брэндон Ури не забывает о качестве наполнения: Panic! at the Disco – это не музыка безмозглой "вечеринки у Децла дома", а скорее аккомпанемент для эстетского маскарада.

Классика
Наталья Коршунова

Elegiac Album
ООО Classic

Кто - Замдиректора детской музыкальной школы имени Гнесиных в Москве, пианистка, играющая произведения около тридцати композиторов – от Баха и Бетховена до Шнитке и Филипа Гласса.

Что - Девять лирических опусов Ференца Листа – пять написанных им самостоятельно и по две интерпретации венгерского композитора сочинений Роберта Шумана и Франца Шуберта.

Как - Наталья Коршунова не входит в российскую элиту академической музыки, но имеет крепкую репутацию, как говорят ее коллеги, "чуткого и вдумчивого исполнителя с разносторонней техникой". На Elegiac Album, где кроме фортепиано не звучит ничего, ее умения можно изучать под микроскопом. Коршуновой удается передать главное – трепет сердечных струн и жизнеутверждающую грусть. Из хитов здесь имеется шубертовская "Серенада", обыгранная Листом.

Фрик-диск, хип-хоп
Лейтенант Коломбо

Между музыкой и угаром

Кто - Два днепропетровских раздолбая – Антон и Ростислав.

Что - Зашкаливающая концентрация забавного бреда на единицу времени.

Как - Антон с Ростиславом много и не всегда членораздельно балаболят в стиле рэп под аккомпанемент гулких битов и дикую нарезку из звуковых лохмотьев – тут и рекламный ролик напитка Yupi, и диалоги из "Фантомаса", и отзвуки программы "Поле чудес". Девиз проекта изложен в одной из строчек: "Побольше идиотизма – в этом и заключается вся наша харизма". При очевидной влюбленности авторов в группу Beastie Boys, "Лейтенант Коломбо" все-таки просится в один ряд с "Мальчишником" и "Чугунным скороходом".

Игорь Панасов, Фокус