Разделы
Материалы

В прокат вышла экранизация романа Пелевина

В прокат выходит Generation П – долгожданная экранизация романа Виктора Пелевина о рекламном бизнесе, галлюциногенных мухоморах, духе Че Гевары и гнусной природе телевидения

В то, что роман Пелевина Generation П можно перевести на язык кино, долго не верили ни продюсеры, ни прокатчики. Однако это не помешало американскому режиссеру с советскими корнями Виктору Гинзбургу приняться ломать головой стену – и пробил ее. Сегодня выход ленты на экраны сопровождается ажиотажем: в промокампании создатели решили сделать ставку на интернет, где и живет большинство поклонников Пелевина.

Возможность невозможного

В 2004 году, прочтя роман и сразу увидев как это может выглядеть на пленке, Гинзбург вышел на нелюдимого Пелевина и изложил ему свою идею. "Это невозможно", – первым делом отреагировал писатель, но уже через несколько дней принялся штудировать учебники для сценаристов. Мучения длились недолго: он признался, что писать сценарий ему не интересно, но добро на экранизацию дал.

Около двух лет ушло у Гинзбурга на поиски хотя бы каких-то денег для съемок. Процесс осложнялся принципиальностью режиссера – он изначально решил, что никто из инвесторов не будет диктовать свои условия.

Особая головная боль была в том, чтобы прояснить отношения с правообладателями известных мировых брендов. Отказаться от упоминания популярных сигарет и напитков было невозможно – у Пелевина на этом держится сюжетная цепь. Гинзбург уверяет, что ему удалось пробежать между каплями дождя: со всеми компаниями присутствие их торговых марок в кадре оговорено, но как такового продакт-плейсмента (заказанного и оплаченного использования брендов) в фильме якобы нет.

Банальный вау-фактор

Утвержденным кандидатом на главную роль – Вавилена Татарского, делающего карьеру на сочинении рекламных слоганов, был Константин Хабенский. Но случился фильм "Адмирал", и он ушел из проекта. Следом за ним покинул команду исполнитель одной из ключевых ролей Федор Бондарчук – ради "Обитаемого острова". Так главным лицом фильма стал Владимир Епифанцев ("Живой", "Побег"), а роль мегабосса Азадовского вместо Бондарчука досталась Михаилу Ефремову.

Когда начались съемки, выяснилось, что Гинзбург и Епифанцев по-разному трактуют образ Татарского. Из-за этого работа часто прерывалась затяжными дискуссиями; по слухам, не обошлось и без небольших драк. Позже Гинзбург, признавая талант Епифанцева и других актеров, которые у него снимались, не скрывал своего раздражения по поводу их лени и жадности. Давно работающий на Западе, он поражался, насколько отличается уровень профессиональной ответственности там и здесь. При том, что иметь дело пришлось не с последними людьми в актерской профессии – помимо упомянутых, это Рената Литвинова, Владимир Меньшов, Андрей Панин и др.

Плюс ко всему у Гинзбурга периодически возникали проблемы с финансированием. В конце концов, ему удалось найти в общей сложности около $7 млн. – этих денег хватило и на то, чтобы над Generation П потрудились мастера по спецэффектам, которые делали "Загадочную историю Бенджамина Баттона". В фильме есть кадры с виртуальным Вавиленом Татарским – прием более чем уместный в контексте романа Пелевина.

Пока Гинзбург решал многочисленные проблемы, премьера фильма постоянно переносилась – начиная с 2009-го, каждые полгода. Наконец, все сошлось на дате 14 апреля 2011-го.

Рожки и ножки

Generation П – одна из самых из глубоких книг об эпохе 90-х в бывшем СССР. Эпохе ларькового бизнеса, рекламы, бандитских разборок, ярких заморских упаковок – всего, к чему мы давно привыкли и что было в диковинку тогда.

Что осталось от Пелевина в итоге на кинопленке – большой вопрос. "Если посмотреть на роман с точки зрения кино, там очень много трындежа ни о чем, и это все мы максимально убрали", – признался недавно Андрей Васильев, один из продюсеров фильма. В борьбе за внимание ленивого кинозрителя такое "убирание трындежа" могло привести к кастрации пелевинской идеи. Из саркастического и проницательного высказывания о современности, каковым является Generation П, на экране он мог превратиться в балаганный капиталистический боевик с обилием мельтешащих логотипов, как на прилавке супермаркета, и захлебывающимся юмором кавээновского свойства.

Надежда на то, что этого не случилось, держится на репутации бескомпромиссного режиссера Гинзбурга. По крайней мере, в своем кинодебюте "Нескучный сад" (1994) он отказался вырезать откровенные сцены ради того, чтобы попасть в программы престижных фестивалей.

Это надо запомнить

Ключевые термины Generation П

Homo Zapiens (ХЗ) – человек, который смотрит телевизор; "остаточное свечение люминофора уснувшей души".

Оральный вау-фактор – стремление человека зарабатывать как можно больше денег.

Анальный вау-фактор – желание человека тратить деньги, чтобы испытать удовольствие в процессе этого.

Вытесняющий вау-фактор – импульс в сознании человека, подавляющий все психические процессы, которые могут помешать реализации орального и анального вау-факторов.

Лэвэ – деньги (Пелевин возводит это слово к LV – liberal values: c английского "либеральные ценности").

Литература и жизнь

На слоганах из Generation П выросло поколение рекламистов и пиарщиков

Панасоник: Япона мать!

Тампакс ultra safe: красные не пройдут!

Снявши голову, по волосам не плачут! Head & Shoulders

Мировой Pantene-proV! Господи, благослови!

Деньги пахнут! "Бенджамин". Новый одеколон от Hugo Boss

Мал, да удал (для презервативов "Страсть")

Христос Спаситель. Солидный Господь для солидных господ

Игорь Панасов, Фокус