Это трио лидеров президентской гонки-2008 может стать самым интригующим за всю историю США. Можно ли представить более противоречивую картину: ветераны войны ополчились против Маккейна, цветные готовы поддержать Клинтон, а молодые женщины голосуют за Обаму
Республиканцы определились с единым кандидатом намного раньше демократов. В то время как два демократа по-прежнему отвлекаются на междоусобные перепалки, сенатор от Аризоны Джон Маккейн полностью сосредоточился на предвыборной кампании и показывает завидные результаты на праймериз. Кто станет его основным соперником от демократов – вопрос пока открытый.
Вечный солдат
Маккейн – сын и внук адмиралов, ветеран вьетнамской войны, переживший шестилетний плен. В самый разгар кампании он едва не стал жертвой своего героического прошлого. Против сенатора выдвинула обвинение группа "Ветераны Вьетнама". Они утверждают, что, находясь в плену, он передавал вьетнамцам военную информацию. Правда, история продолжения не имела.
Маккейн слывет человеком своевольным, никогда не следующим слепо внутрипартийным установкам. Одна из его принципиальных позиций – прозрачность финансирования политических кампаний. Поскольку Республиканская партия пользуется поддержкой крупного бизнеса, подобные требования восторга у его соратников не вызывают.
Ключевым вопросом президентской кампании-2008 стала позиция кандидатов относительно войны в Ираке. Военная кампания давно превратилась в главную внутреннюю и внешнеполитическую занозу Белого дома, но Маккейн, признавая, что американцы наломали немало дров, выступил за увеличение численности войск в Ираке. Именно это, по его мнению, поможет удержать страну от хаоса и геноцида.
Маккейн также поддерживает идею ПРО и призывает помочь Грузии и Украине вступить в НАТО.
Сенатор считает, что необходимо уменьшить зависимость США от иностранной нефти, поскольку большая часть мировых запасов находится в руках монархов стран Персидского залива. Его команда разработала национальную стратегию "энергонезависимости от шейхов", которая предполагает поиски альтернативных источников энергии.
Во внутренней политике республиканец делает акцент на либерализации иммиграционного законодательства, что идет вразрез с позицией республиканцев, ратующих за ограничение притока мигрантов из бедных стран. Он также голосовал против поправки, запрещающей однополые браки, и за программу исследования стволовых клеток. В чем Маккейн солидарен с коллегами, так это в запрете на аборты и сохранении смертной казни.
Эксперты отмечают, что электорат Маккейна более независимый и умеренный, чем у тех, кто последовательно поддерживает политику Буша.
Ярема Бачинский, американец, работающий в Киеве с 1996 года, уже решил, что будет голосовать за Джона Маккейна, для него важно, что в сфере экономики республиканцы выступают за снижение налогов и максимальную свободу для предпринимательства.
– Лучше, когда государство меньше вмешивается в личные дела граждан и не лезет в их карман, – уверен Бачинский.
Еще одним важным плюсом кандидата Бачинский считает опыт международной работы.
– Уверен, что у Маккейна и республиканцев больше решимости в вопросах поддержки здоровой атмосферы в Восточной Европе и Западной Евразии. Мне кажется, что если к власти придут республиканцы, политика в отношении Украины также будет эффективнее, чем при демократах. К тому же Маккейн умеет находить компромиссы. Он работал в федеральном правительстве, Сенате и разбирается и во внутренней, и во внешней политике. Из всех кандидатов от республиканской партии он обладает оптимальным балансом жизненного и политического опыта.
Возраст Маккейна, который г-н Бачинский считает неоспоримым плюсом, многие избиратели все же склонны воспринимать как недостаток. Ведь в случае избрания главой государства Маккейн станет самым пожилым президентом США: вскоре ему исполнится 72 года.
Синдром нового лица
В своей книге "Мечты моего отца" Барак Хусейн Обама написал: "То, что мой отец – черный как смоль, а мать – белая как молоко, практически никак не отложилось в моем сознании". Афро-американские корни кандидата от Демократической партии принесли ему свои дивиденды, но некоторые моменты его биографии злые языки не преминули использовать для спекуляций.
Отец-мусульманин и детские годы, проведенные в Индонезии, – этих фактов его жизни хватило для появления сплетен, что Обама учился в исламской школе-медресе, где якобы проповедовали ваххабиты – представители радикального мусульманского крыла. В 2007 году в прессе появились сообщения, что по материнской линии в роду сенатора были рабовладельцы. И хотя дети за отцов отвечать не должны, эта информация изрядно попортила кандидату кровь. По старой доброй традиции многих американских политиков, Обама как-то признался, что в молодости употреблял легкие наркотики. Но подкованный американский электорат этим не удивишь и, к счастью, признание не оставило заметных пятен на репутации кандидата.
Личную карьеру сенатора можно назвать во многом образцовой. Именно он стал первым чернокожим президентом Гарвардского клуба юристов (впервые за 104-летнюю историю учебного заведения). Живя в Чикаго, он помогал жителям неблагополучных районов и участвовал в разработке просветительских программ для подростков и предотвращении подростковой беременности.
Многие пункты предвыборной программы Обамы являются вотчиной демократов: это и право женщин на аборт, и отмена смертной казни (сенатор был соавтором закона об альтернативном наказании). Обама против однополых браков, но осуждает дискриминацию лиц нетрадиционной ориентации. Он считает, что медобслуживание в США нужно сделать более доступным, а особые привилегии для национальных меньшинств – отменить. Будучи сыном выходца из Кении, демократ весьма лоялен в вопросах ограничения притока мигрантов.
Обама – единственный из трех лидеров гонки, кто не голосовал за введение войск в Ирак и считает, что американцы должны как можно скорее покинуть эту страну и существенно сократить военные расходы.
Противник жесткой идеологии и сторонник практических подходов к решению проблем, Обама снискал популярность у либералов. А то, что он афроамериканец, стало дополнительным козырем в демонстрирующей свою антирасистскую позицию Америке.
– Для меня не играет роли то, что он темнокожий, – говорит Фокусу Питер Бирн, корреспондент Fox News и заместитель редактора журнала "Мысль". – Он очень образованный человек, прекрасный оратор. В чем-то он мне напоминает Билла Клинтона, потому что умеет объяснять сложные вещи языком, доступным каждому. Вообще-то мне все равно, республиканец человек или демократ, меня интересует, кто он как личность, каковы его принципы, какая у него программа.
Клинтоны не пройдут
Многие сторонники демократических идей выбирают Обаму как противовес чете Клинтон. Хотя бывшего президента называют самым мощным оружием Хиллари, согласно опросу журнала "Тайм", активная поддержка Билла Клинтона скорее ей мешает, – об этом заявили 34% респондентов.
– Мы долго слушали Хиллари и хорошо ее знаем, но в Америке уже устали от чередования Буш – Клинтон, – резюмирует Бирн.
Еще один сторонник Барака Обамы, бизнесмен из Сиэтла и директор Liberty Pacific Capital Джим Ральф так объясняет Фокусу свою позицию:
– Хиллари Клинтон – яркий пример политического долгожителя. Знакомства, связи, постоянные одолжения каким-то людям. Но у нас же есть Конституция, согласно которой среднестатистический гражданин может быть избран и представлен в политической или общественной жизни страны. Он может поработать на ее благо несколько лет, а потом уйти из политики и жить своей жизнью. Но в США все не так. Десятки миллионов долларов тратятся на предвыборные кампании. Даже если вы хотите быть избранным в Сенат, вам нужен не один миллион. Выходит, те, кто мог бы послужить своему правительству (учителя, бизнесмены), не могут активно участвовать в избирательном процессе. Потому я и голосую за Обаму. Страшно хочется увидеть наверху новые лица.
В случае избрания Хиллари Клинтон единым кандидатом от демократов Джим Ральф, скорее всего, вообще не пойдет на выборы.
– Я так не хочу голосовать за Хиллари, что даже готов отдать свой голос республиканцам – впервые! Но окончательное решение пока не принял, – говорит Ральф.
Не все избиратели так категоричны. Сью Фолджер, директор представительства "Интерньюз Нетуорк" в Украине, долгое время колебалась между двумя демократическими кандидатами. Сью является членом самого крупного представительства демократической партии за рубежом – "Демократы за границей".
– На последних праймериз я проголосовала за Обаму, – говорит Сью. – Но, честно говоря, мне было над чем подумать. Оба кандидата превосходны. Мне очень нравится Хиллари. Многие ее не любят, но я считаю, что она сильная, умная женщина, из нее вышел бы отличный президент!
И все же Сью остановила свой выбор на Обаме, поскольку тоже хочет видеть в Белом доме новое лицо. По ее мнению, Обама, безусловно, не так опытен, как Хиллари, но зато креативен, дипломатичен, умен и способен вести страну в новом направлении.
Как это ни парадоксально, отсутствие у молодого сенатора Барака Обамы большого политического опыта стало в глазах его сторонников преимуществом.
– Я думаю, это плюс, – уверен Питер Бирн. – Он еще не устал от политики и будет работать с большей отдачей. Возможно, в начале срока Хиллари была бы более эффективным президентом, но Обама со временем наберет обороты, я в этом уверен.
Чего хочет женщина
Но пока будущее кандидатов-демократов не определено. По итогам второго супервторника Хиллари Клинтон обошла Обаму в трех штатах – Техасе, Огайо и Род-Айленде – и сократила разрыв со своим соперником.
Среди избирателей Хиллари Клинтон есть группы, в которых ее рейтинг превышает 90% – это секс-меньшинства и черные матери-одиночки. Но основной избиратель Клинтон – это женщины, которым за 60.
– Моя мама, ей 78 лет, – ярый сторонник Хиллари, – рассказывает Джим Ральф. – Это вполне понятно, ведь она живет в штате Нью-Йорк и Клинтон – ее сенатор.
Но кроме высоких оценок Хиллари-сенатора, у женского электората, по мнению Ральфа, есть еще одна причина отдать за нее свой голос.
– Мама никогда в этом не признается, но я подозреваю, что она ждала всю жизнь, когда женщины получат столько власти в политике и общественной жизни, как сейчас. Она думает, что Хиллари – это символ того, чего могли достичь женщины ее поколения, если бы у них был шанс.
Хиллари Клинтон называют самой влиятельной хозяйкой Белого дома в истории США. Она независима в финансовом плане и вложила в свою рекламную кампанию 5 миллионов долларов из личных средств. Сторонникам Хиллари импонирует ее амбициозность, остроумие и энергия. Противники видят в ней холодную и расчетливую политиканку и частенько вспоминают, что в свое время она голосовала за ввод американских войск в Ирак. Однако г-жа Клинтон не посыпает голову пеплом и критикует лишь неправильно избранную военную стратегию, но войну по-прежнему оправдывает.
Из популярных программных обещаний Клинтон, пожалуй, стоит отметить 90-дневный мораторий на отчуждение недвижимости у клиентов банков, просрочивших выплаты по кредитам, и отмену налоговых льгот для нефтяных компаний. Клинтон выступает за ужесточение климата для крупных корпораций. Поскольку на демократическом электоральном поле ей тяжело отбирать голоса у Обамы, Клинтон старается вспахать электоральное поле республиканцев. Так, ей удалось найти общий язык с нефтяными магнатами Техаса и провести результативное турне по республиканским штатам.
В свое время именно заигрывание четы Клинтон с крупным капиталом стоило Хиллари многих голосов демократов. На съезде фракций в январе 2007 года она не набрала даже трети голосов и уступила лидерство Джону Эдвардсу и Обаме.
– Совсем недавно Клинтон отказалась предоставлять финансовый отчет о семейном и личном бизнесе, – возмущается Джим Ральф. – Все остальные кандидаты это сделали. Кое-кто объясняет этот так: Клинтон зарабатывает немалые деньги за пределами США.
Ральф вспоминает недавнюю поездку Билла Клинтона в Таджикистан в сопровождении некоего бизнесмена, который, благодаря протекции экс-президента, добился встречи с президентом страны Эмомали Рахмоном. Бизнесмен получил право на добычу урана на территории Таджикистана, а месяц спустя на счет Фонда Клинтона был перечислен 41 миллион долларов.
– Думаю, Билл опасается, что если Хиллари станет президентом, информация о его доходах за последние восемь лет станет достоянием общественности. А это могут быть и сомнительные сделки, – говорит Ральф.
Джон Кеннеди, став главой Белого дома, сказал: "Когда я вступил в должность президента, больше всего меня потрясло то, что дела действительно были так плохи, как мы утверждали".
Американцы возлагают на сегодняшних кандидатов большие надежды: дела совсем плохи, и граждане ратуют за более лояльную политику правительства и хотят выстраивать с окружающим миром добрососедские отношения. Впереди еще одна интрига: из двух лидеров-демократов на съезде Демократической партии в скором времени будет избран единый кандидат. Он-то и сразится с республиканцем Маккейном за победу на финишной прямой.