Британский сервис переориентируется на богатых русских – щедрая клиентура везде в цене
Бывшие советские люди всегда вели себя на Западе примерно одинаково: для начала кучковались в гетто. В нем формировался особый тип русского эмигранта – уже не совсем чужака, но еще не аборигена. Постепенно наш человек ассимилировался, сливаясь с местным населением. Угадать в нем потомка бежавших после революции аристократов и интеллигенции теперь возможно разве что по фамилии.
Правила джентльменов
Сегодня в Лондоне встретить носителя великого и могучего языка не проблема. Новые русские англичане весьма успешно зарабатывают на бывших соотечественниках. К счастью для них, хотя манеры и вкусы денежных мешков изменились, менталитет остался прежним.
– Когда я сюда приехала, – говорит Алена Мучинская, сокоординатор пиар-компании Red Square, обосновавшаяся в Лондоне в начале 90-х, – здесь была лишь горстка русских. Все друг друга знали. Мы бросались под машину, чтобы перебежать улицу, если слышали русскую речь. Потом, в конце 90-х, стали приезжать люди из столиц – из Москвы, из Киева. Все они окончили хорошие университеты, все говорили по-английски. Тогда появилась возможность устроиться на работу за рубежом.
Так в Сити стали появляться русские специалисты. Молодые амбициозные профессионалы, они приехали покорять Британию. Много работали, но и на развлечения денег не жалели. Red Square начинала с организации вечеринок, дискотек и концертов, с пиар-акций, спонсируемых телефонными компаниями и дистрибьюторами водки.
Алена признается, что сегодня на такие заказы у нее нет времени. Потому что постепенно у Red Square появились другие заботы и другие клиенты:
– Все началось с того, что Абрамович купил "Челси". Потому что у всех нас есть стадное чувство: один пьет – и второй пьет. Человек покупает футбольную команду, и все его богатые друзья начинают говорить: "Слушай, как здорово!", это служит толчком. Абрамович открыл сюда дверь. Вот тогда все русские и повалили в Лондон.
Red Square быстро сориентировалась в новой ситуации. Вместо организации дискотек и рекламы водки компания стала помогать нуворишам постигать основы британской жизни. По-английски этот род занятий называется солидно, хотя и немного расплывчато: lifestyle management.
Мы с Аленой расположились в уютно обставленной гостиной ее просторного дома в Северном Лондоне. Хозяйка предлагает чай и рассказ о том, что же такое "управление жизнью", начинает издалека:
– Есть старый анекдот о том, как русский поехал в Англию. И стал играть там в карты. Потом приезжает и говорит: "Я их всех обыграл". Все рты раскрыли: "Как же так, ты же играть не умеешь". А он: "Начали мы играть, я и говорю: у меня все тузы". "И чего, тебя никто не проверил?" "А джентльмены не проверяют". Вот, как все русские поехали и стали джентльменами, с этого момента наша компания развернулась на 180 градусов.
Расценки на привидения
В агентстве решили: нужно открыть отдел, который помогал бы русским адаптироваться к новой английской жизни, вводил их в курс дела. Сначала Red Square занималось абсолютно всем: устройством детей в школы, страховками, машинами, покупкой домов, наймом персонала. Но со временем lifestyle managеment стал принимать довольно замысловатые формы. Например, Алена может отвести клиента в Berry Bros and Rudd, особый винный магазин, чтобы тот потратил 900 фунтов на бутылку портвейна. Или снять на несколько дней шотландский замок с привидениями.
– Однажды устраивали мальчишник для одного очень богатого человека перед его свадьбой. Клиенты хотели, чтобы он проходил в замке с привидениями. Еще они пожелали, чтобы обязательно присутствовал какой-нибудь лорд, чтобы они смогли попробовать виски, поохотиться на оленя и половить лосося. И объяснить им, что это разные сезоны и что нельзя все сделать за пять дней, невозможно. Потому что на все объяснения у них был один аргумент: у меня есть деньги, я могу за это заплатить. И все, делайте что угодно.
Ода кошельку
Статистические данные о количестве проживающих в Лондоне русских отличаются. Называют цифры от 250 до 300 тысяч. Среди них есть студенты, финансисты, музыканты, рабочие и проститутки. Миллионеры, разумеется, составляют меньшинство, но именно они привлекают пристальное внимание британской прессы. Чуть ли не ежемесячно журналисты сообщают миру об их новых приобретениях. Например, о новом доме, купленном Олегом Дерипаской (самый богатый россиянин. – Фокус) за 25 миллионов фунтов. Или поддерживают слух о том, что "таинственным миллиардером", заплатившим 35 миллионов фунтов за соседний с Кенсингтонским дворцом особняк, оказался Леонид Блаватник, американец русского происхождения.
Ряды собственников британской недвижимости совсем недавно пополнила и дочь бывшего президента Украины Леонида Кучмы Елена Франчук, купившая пятиэтажный особняк в Кенсингтоне за рекордную даже для Туманного Альбиона сумму – 80 млн. фунтов.
Но самый известный олигарх в Лондоне – это, конечно, любитель футбола Роман Абрамович. В свое время по городу даже ходили непроверенные слухи, что некие продюсеры взялись за постановку мюзикла, посвященного его судьбе. Мюзикл так и должен был называться – Abramovich, The Musical.
Еще немного статистики: с 2000 года русские приобрели в Англии недвижимости на 2,2 миллиарда фунтов. Эта сумма превышает ту, что потратили на имения в Британии американцы и ближневосточные арабы вместе взятые. Нет ничего удивительного в том, что престижные агентства по продаже домов срочно набирают в штат русскоязычных сотрудников. То же самое делают роскошные ювелирные магазины и дорогие бутики.
Алена с готовностью подтверждает то, что русская лихорадка охватила и британских торговцев:
– Сегодня мы получили два письма с предложением о сотрудничестве: "Я продаю яхты", "Я устраиваю эксклюзивные "бриллиантовые вечеринки", пишут англичане. Помогите нам выйти на русский рынок! И других предложений нет. Никто не хочет продавать русским молоко или мед. Только яхты, бриллианты, недвижимость на Багамах.
Как правило, богатые русские подтверждают навязанный им имидж. Точнее, они сами навязывают его британцам. Алена рассказывает, что русские богачи очень падки на все эксклюзивное. Они хотят отдыхать в закрытых клубах, причем популярностью пользуются те из них, где места надо бронировать за неделю или даже за месяц. Им нравятся гурманские рестораны, где работают шеф-повара – знаменитости.
– Или, например, люди заказывают роллс-ройс и говорят: "Мы хотим поехать в Камден". Я им: "Ребята, вы не можете поехать в Камден на роллс-ройсе. Это выглядит смешно. Камден – это такое андеграундное место". Причем парни молодые, по 25-30 лет. А Камден-роад – узкая улица, и там всегда пробки. Нет, они поедут на этом роллс-ройсе, будут добираться туда 3 часа вместо 40 минут, потом они не найдут парковки, у них будут неприятности, и мне придется их выручать, – делится наболевшим Алена. – Зато есть другие, которые спросят: "Как лучше?" "Да на метро лучше, если честно. Сейчас час пик, на машине будете стоять 3 часа". Они говорят: "Отлично, давайте на метро".
Если есть деньги, русские любят покупать жилье в самом центре: Кенсингтоне, Челси. Но есть и такие, кто выбирает прекрасный дом в маленьком городке в Шотландии. Им очень нравится, что там все очень органично: их дети катаются на лодках, скачут на лошадях. За такую же сумму какой-нибудь олигарх купит однокомнатную квартиру в Челси и тоже будет счастлив.
Британское подмосковье
За что же русские богачи так страстно полюбили Лондон? Вряд ли из-за одного Абрамовича. Кое-кто считает, что дело в налоговой системе Великобритании. Например, российский миллиардер может купить акции за границей, потом продать их, а на вырученные деньги приобрести особняк в Лондоне. И на совершенно законном основании не заплатить ни копейки налогов с дохода. Правительство не закрывает эту дыру в юридической системе, чтобы не наносить удар по рынку недвижимости.
С точки зрения Алены, Лондон для современных русских – все равно что Париж для наших предков. Тогда все говорили по-французски, предпочитали французскую кухню, жили французской культурой. В наши дни все знают английский, а Шерлока Холмса прочно ассоциируют с актером Ливановым. К тому же до Лондона – четыре часа лета, некоторые тратят столько же времени на поездку на дачу.
Кто-то бежит в Лондон, спасаясь от конкурентов или от властей (нередко одно подразумевает другое). Некоторые события последних лет подтверждают подозрения, что бегут зря: Лондон не спасает. Алена утверждает, что сегодня богатые русские приезжают в Британию без телохранителей:
– Это вчерашний день, девяностые годы. Люди наигрались. Тогда, действительно, у них было два телохранителя справа, два слева, три спереди и пять сзади. А недавно мы устраивали большое помпезное мероприятие для 70 самых богатых людей России, и только один человек приехал с охраной.
Так или иначе, но недаром некоторые английские журналисты стали называть родной город Лондонградом.
– Сейчас в Москве купить квартиру – не намного дешевле, чем в Лондоне, – утверждает Алена. – Раньше, если человек приехал и купил здесь дом, – это был показатель. А теперь это нормальная инвестиция. Когда-то в Черногории покупали, теперь вот в Лондоне.
Конечно, до русских вывесок в центре города, как в израильском Тель-Авиве, Лондону еще далеко. Но, похоже, кое-кто уже готов считать британскую столицу подмосковной резиденцией, куда можно сбежать на пару дней отдохнуть от дел, расслабиться и набраться сил для новых побед в войне за власть и обогащение.