Разделы
Материалы

Тяни-толкай. Каким будет высшее образование в Украине через 5 лет

Система высшего образования уже несколько лет находится в ожидании реформ. Фокус попытался понять, какие перемены ждут вузы в ближайшие годы

С тех пор как в Министерство образования и науки пришло новое руководство, студенты начали чаще выходить на улицы, а в высоких кабинетах стали реже говорить о Болонском процессе. Курс на евроинтеграцию в образовании сменился курсом на укрупнение вузов и еще большее подчинение Мин­образования. Во всяком случае, так видятся процессы, происходящие в ведомстве, со стороны. Каким будет высшее образование в Украине через пять лет?

"Ну вы и вопросы задаете!" – так отреагировал на запрос Фокуса заместитель директора департамента высшего образования Министерства образования и науки Юрий Каравайченко. Чуть позже на электронную почту Фокусу пришло из министерства письмо, в котором описывались основные положения проекта закона "О высшем образовании". Как следует из письма, в новой редакции закона сохраняется курс на вхождение в единое европейское образовательное пространство, а вузам обещают автономию в вопросах управления учебным заведением, реализации международных программ и финансовой деятельности и самостоятельное определение содержания образования.

Автономия вузов и сближение с европейским пространством – это ключевые позиции, заложенные предыдущей командой министерства. "Намеченный курс якобы сохраняется, но по факту консервируется постсоветская система", – говорит один из участников рабочей комиссии, президент Национального университета "Киево-Могилянская академия" (НАУКМА) Сергей Квит и приводит пример: вместо того, чтобы реализовать автономию, Мин­образования в этом году переподчинило себе вузы, которые ранее ему не подчинялись. Или, к примеру, министерство попыталось отменить наличие обязательного сертификата по английскому языку при поступлении в НАУКМА. "Это при том, что языком современной науки является английский.

А в нашей стране, как ни в какой другой, существует проблема с англоязычными преподавателями и учеными", – отмечает г-н Квит.

Чего хотят студенты

В частном университете, где учится Щепетильникова, работает центр развития карьеры, ворккемпы, ориентированные на общение студентов и работодателей. Там же действуют нестандартные программы обучения. По одной из них и учится Лиза. Однако, по ее словам, если министерству удастся зарегистрировать свой законопроект "О высшем образовании", такие программы перестанут существовать.

Два закона

Пока в стенах ведомства готовят законопроект о высшем образовании, в Верховной Раде дожидается очереди законопроект, поданный главой Конфедерации негосударственных учебных заведений, депутатом ПР Юрием Мирошниченко. Ситуация с двумя законопроектами отражает не только конкурентную политическую борьбу, но и положение дел в системе образования, когда одни вузы хотят автономии, а другие боятся что-либо менять. "Сейчас в образовательной среде есть два подхода. Первый предлагает совершенствовать уже существующую постсоветскую систему с достаточно жест­ким государственным контролем, подчинением вузов, усечением прав негосударственных вузов и усилением регуляторных функций министерства. Второй, представленный мной, основан на мировой практике, где вузы – это мощные образовательные центры, на базе которых формируется активная научная работа, а качество образования соответствует потребностям рынка", – объясняет Юрий Мирошниченко.

Крупнее вуз – лучше результат

В марте министр Табачник объявил об объединении до конца года полусотни вузов по примеру университета "Львов­ская политехника", в который уже вошло семь учебных заведений региона. Однако объединение происходит не по указке свыше, а по желанию самих вузов. Еще в 2008 году к "Львовской политехнике" стали присоединяться технические колледжи Львова. Сейчас в составе университета политехнический колледж Коломыи, Львовский технический колледж, технико-экономический, автомобильно-дорожный колледжи, Приватный институт предпринимательства и прогрессивных технологий и Институт управления им. Чорновила.

"Плюсов в таком объединении масса. Во-первых, колледжи повышают свой статус. У преподавателей и студентов есть доступ к разработкам и лабораториям вуза. Они имеют право на бесплатной основе приглашать наших преподавателей. Но и мы выдвигаем им требования – методики работы колледжей должны соответствовать университету", – поясняет Фокусу ректор вуза Юрий Бобало.

Университет "Львов­ская политехника" одним из первых получил звание исследовательского вуза. Такой статус предполагает, что в стенах учебного заведения трудятся не столько теоретики, сколько исследователи, создающие новые технологии. А для этого нужна соответствующая база. Логика укрупнения проста: финансирования, выделяемого на улучшение научного потенциала каждого отдельного вуза, не хватает, а вот если несколько учебных заведений скинутся, тогда шансы купить новое оборудование в лабораторию у них увеличатся.

Анастасия Рингис, Фокус