Разделы
Материалы

Счастье не есть. Путешествие в Бирму

Бирма – одна из беднейших стран. Путешественник Антон Фридлянд узнал, почему ее жители выглядят счастливее сытых европейцев

"Ты с ума сошел?! Там же хунта, нищета и полный беспредел!" – примерно так реагировали мои друзья, узнав про очередное выбранное направление для путешествия – Бирму.

Машина времени

Забегая вперед, скажу, что все предостережения оказались правдивыми: и про хунту, и про бедность, и про непростую жизнь. Но при всем этом Бирма открыла мне нечто такое, о чем не знали друзья.

Картинка выглядит непривычной даже для подготовленного к Азии путешественника. Янгон, бывшая столица Бирмы, похож на азиатскую Гавану: величественная колониальная архитектура здесь соседствует со страшной разрухой. Повсюду уличная торговля – развалы книг, кучи детских игрушек, одежда, обувь, овощи, фрукты, мясо, рыба и, конечно, кафешки под открытым небом, протестировать меню которых решится не каждый европеец.

Сходство с Кубой подчеркивается раритетным автопарком. На улицах все время встречаются авто, выпущенные в 1950-х годах, но в отличие от музейных экспонатов эти уникумы по-прежнему на ходу.

Улыбка просто так

Но самое удивительно в том, что рядовые бирманцы, живущие, мягко говоря, небогато, выглядят куда более счастливыми, чем люди, спешащие, к примеру, по киевским улицам. У всех на лицах улыбки (это я про Янгон, не про Киев), все дружелюбны и открыты для общения, а если знают пару слов по-английски, обязательно вам их скажут. "Hello! Where are you from?" – эти фразы путешественники слышат здесь на каждом шагу.

Помимо жизнерадостности, бирманцы отличаются необычайной красотой, их европеоидные черты сочетаются со смугло-оливковым цветом кожи. Каждая продавщица вареной кукурузы могла бы прохаживаться по подиуму или вести музыкальную программу на нашем телевидении. Почти все бирманки украшают свои лица специальной пудрой, изготовленной из местных корешков. Функция этого "тюнинга" – предохранять кожу лица от солнца, а заодно и от старения.

Я не мог не задаться вопросом: что же делает счастливыми жителей страны, которая де факто находится в частной собственности горстки коррумпированных военных?

Во-первых, конечно, климат – здесь всегда тепло, а урожаи собирают по несколько раз в год. Так что, если ты, к примеру, бездомный, то не замерзнешь зимой под забором и всегда получишь горсть фруктов от сердобольных торговцев.

Во-вторых, бирманцы исторически не избалованы роскошью. Им не приходится завидовать соседу, купившему дорогое авто, потому что сосед этот, как и ты сам, ездит на доставшемся от отца велосипеде.

Буддизм в действии

И, конечно же, не последнее место в формуле счастья занимает буддийский взгляд на жизнь. Одна из самых миролюбивых религий мира значит для бирманцев очень многое.

В Янгоне находится немало мест, священных для каждого буддиста, и главная из святынь – ступа Шведагон, к которой стекаются паломники со всей Юго-Восточной Азии. Внутри этой золотой ступы, возвышающейся на холме, заключены реликвии четырех будд. Важнейшая из них – восемь волосков Будды Гаутамы, которые тот подарил когда-то двум бирманским торговцам, угостившим его медовым пирогом. Культу Шведагона более двух тысяч лет, и сегодня это волшебное место поражает энергией, сокрытой в нем.

Бирманцы едва ли не ежедневно посещают храмы всей семьей, а каждый бирманский мужчина должен хотя бы раз в жизни побыть монахом. Обычно родители отправляют сыновей в монастырь еще детьми – на несколько месяцев, а иногда на год. Но многие взрослые мужчины снова обращаются к временному монашеству, чтобы разобраться в своей жизни и подумать о вечном.

Лежащие в основе буддизма Благородные Истины учат освобождению от страданий и неудовлетворенности с помощью "срединного пути", то есть пути без крайностей и без отягощающих привязанностей. О буддистских методах самосовершенствования можно говорить бесконечно долго, а чтобы увидеть их в действии, достаточно побывать в Бирме.

Полезная информация

Попасть в Бирму можно из Таиланда: визу в посольстве в центре Бангкока вам выдадут за три дня, пару часов лета – и вы в Янгоне.

Кроме Янгона, стоит попасть в Мандалай – тот самый, о котором поется в песне. Сам город – шумное, неуютное и безумно загазованное место. Но в его окрестностях находятся интересные храмы и тиковый мост У Бейн, переброшенный через озеро. Этот мост протяженностью 1208 м является самым длинным деревянным мостом в мире, на закате с него открывается незабываемый вид.

Следующая точка маршрута – город Паган: тысячи древних ступ и пагод на плато вдоль реки Иравади плюс несколько деревенек, заселенных потомственными гидами и изготовителями сувениров. Сравнить масштабы храмового комплекса можно разве что со знаменитым Ангкором в Камбодже. Также стоит увидеть Золотой Камень на горе Чайттийо, зависший над краем пропасти.