Разделы
Материалы

Борьба за бойцов. Украинцев тренируют лже-гуру боевых искусств

Теперь в Украине не нужно получать лицензию для того, чтобы учить боевым искусствам. Что будет, если преподавать травмоопасные виды спорта начнут непрофессионалы?

"Доверили бы вы свою жизнь или жизнь вашего ребенка врачу, который учился лечить по сериалам "Интерны" или "Доктор Хаус"? Сядете ли вы в самолет, пилот которого учился управлять самолетом, играя в компьютерные игры?" – с таких вопросов начинается обращение учеников одного из киевских спортивных клубов, где преподают восточные единоборства. Сочинить воззвание его авторов заставило то, что в конце прошлого года Верховная Рада отменила лицензирование 23 видов хозяйственной деятельности, в том числе – преподавание спортивных дисциплин.

"Любой делец, который хочет заработать, может посмотреть пару фильмов с Брюсом Ли или Чаком Норрисом и объявить себя гуру всех боевых искусств", – предупреждают ученики спортклуба, где они занимаются ушу под надзором дипломированных специалистов с солидным опытом работы.

В педагоги я пойду

По мнению тренеров боевых искусств, отмена лицензирования в этой сфере означает, что любой человек, имеющий желание и средства, может открыть спортклуб и заняться преподаванием. В стране спрос на такие виды спорта и подобные заведения окупаются довольно быстро.

По мнению президента столичного спортклуба "Березняки" и тренера по ушу с 18-летним стажем Вадима Васильева, такая ситуация может привести к росту травматизма среди учеников. Бое­вые искусства – занятие травматичное, и поэтому тренировать должен человек, который сможет свести возможность травм к минимуму, а в случае необходимости оказать квалифицированную помощь. "Настоящий тренер-преподаватель – это специалист, который блестяще знает анатомию, физиологию, биохимию, спортивную медицину, биомеханику, теорию и методику преподавания, владеет навыками реабилитации, массажа, лечебной физкультуры", – объясняет Вадим.

Однажды к Васильеву пришел молодой человек, изъявивший желание заниматься ушу. Однако после того как тренер попросил его предоставить документы о состоянии здоровья, выяснилось, что у 23-летнего юноши вместо двух позвонков – импланты и страшный сколиоз. "Я за свою практику такого не видел ни разу", – рассказывает Васильев. – А как можно человека с такими проблемами пустить заниматься с ребятами, которые ходят ко мне уже давно? Он просто не выдержит таких нагрузок". Если бы этот парень обратился в клуб, где работают люди без нужных знаний и специального образования, его взяли бы – лишь бы платил.

Киевлянка Анна, чей 15-летний сын уже три года занимается тайским боксом в одном из спортивных клубов Киева, столкнулась с тем, что в большинстве секций в ответ на просьбу показать лицензию ей либо хамили, либо откровенно врали. "Хорошо, что мой знакомый – спортсмен, он подсказал, какие документы нужно требовать. А другие просто идут и занимаются с первыми попавшимися", – возмущается Анна.

Старший преподаватель кафедры единоборств Национального университета физического воспитания и спорта Иван Шевелев солидарен с Васильевым в том, что нельзя разрешать преподавать людям без образования и опыта работы. Однако у тренера, который готовит чемпионов мира и Европы по кикбоксингу и тайскому боксу, свой взгляд на проблему лицензирования. "Лицензирование – то, как это было, – тоже неправильно. Куча ненужных бумаг. Кроме того, в нашей стране все это можно было сделать за деньги. Я считаю, что если у человека есть диплом о специальном высшем образовании и документ, где написано, что он тренер, то он имеет право преподавать без всяких лицензий".

По мнению преподавателя, обеспокоенность его коллег, которые учат восточным единоборствам на коммерческой основе, вызвана тем, что в эту сферу подались люди без квалификации, а отмена контроля со стороны государства чревата тем, что количество школ и клубов увеличится в разы, соответственно, вырастет и конкуренция. "Но я на это даже не обращаю внимания. Пускай люди увидят, кто есть кто. Скажем, раньше клубов было 10, а теперь 100. Понятно, что меньше людей будут ходить на занятия. Но пройдет год, и их останется 15. Мишура вся отлетит", – считает Иван.

По словам Вадима Васильева, с конца прошлого года, когда было отменено лицензирование, количество спортклубов, где учат боевым искусствам, увеличилось в разы. "Повылезали как грибы после дождя", – описывает ситуацию тренер. – Если за последние 10 лет в моем районе было пять-шесть таких спортклубов, то теперь их около двадцати".

По словам Шевелева, в том, что сегодня в сфере обучения боевым искусствам процветает дилетантизм, виноваты и сами потребители. Они не спрашивают у тренера диплом об образовании, а "ведутся" на красивые вывески, спортивную форму и слова. Специалистов же в Украине готовят только в государственных вузах – институтах физкультуры и спорта, а также в некоторых педагогических вузах.

Не доверяй – проверяй

Попытки выяснить в одном из киевских клубов по тайскому боксу с громким названием "Европейская федерация лао-тайских боевых искусств", есть ли у их тренеров специальное высшее образование, вызвали у администратора ужас.

– Дипломы? А мы же не спортом тут занимаемся. Мы философию изучаем.

– Как философию? У вас же в объявлении сказано, что обучаете тайскому боксу! – изумляюсь я.

– Ну да, обучаем, – сдается телефонный визави и тут же начинает философствовать. – А жизнь – это и есть образование! Что проверяется жизнью, то и работает. Если человек занимается, это уже результат.

Еще в десятке клубов, которые обзвонил Фокус, ситуация не лучше. Другой "тренер" по тайскому боксу, помявшись, сообщил, что высшее образование у него есть. По специальности "инженер-механик". В спортклубе "Спортекс" вообще затруднились ответить, есть ли у их детского тренера по ушу хоть какое-нибудь образование: "Никто не жалуется, групп много, все довольны".

Ирина Навольнева, Фокус