Разделы
Материалы

Помощники с большой дороги. В Украину вернулись посты ДПС

В Украине возобновили работу 34 стационарных поста ГАИ. Официально их вернули для обнаружения угнанных автомобилей и оказания помощи водителям. Автомобилисты считают, что это возвращение "пунктов машинного доения"

Пасмурное утро выходного дня. Инспектор в дождевике прохаживается перед постом "Быковня", всматриваясь в поток автомобилей, движущихся в сторону Броваров. Его коллега заполняет в застекленном помещении журнал. На столе перед ним два монитора с арктическими льдами на заставке и время от времени бормочущая рация. За спиной у старшего лейтенанта комнатка, стены которой украшены картами Украины и Киевской области. На столике ждет своего клиента алкотестер "Дрэгер". В сейфе – бронежилеты и каски для экстренных случаев. В списке инвентаря, находящегося на балансе, числится средство принудительной остановки автомобилей "Кактус".

А вот главное оборудование находится в полутора километрах от поста – это системы "Рубеж" и "Арена", которые стационарно закреплены на мосту и направлены вслед движущемуся автомобильному потоку. На пост ДПС "Быковня", расположенный на выезде из Киева, сотрудники Госавтоинспекции заселились полгода назад. До приказа о возобновлении работы стационарных постов "Быковня" – единственная в стране – работала в тестовом режиме.

"Приборы "Рубеж" установлены на всех четырех постах ДПС в Киеве. Они фиксируют номерные знаки автомобилей и выявляют машины, которые находятся в розыске, в угоне или принадлежат гражданам, разыскиваемым исполнительной службой", – рассказывает Фокусу заместитель командира роты ДПС по обслуживанию стационарных постов в Киеве Богдан Гладун. По словам капитана, приборы работают в любую пору года и время суток. Они способны одновременно фиксировать номерные знаки на трех полосах движения. Информация о подозрительных автомобилях моментально высвечивается на мониторе, и тогда инспектор ГАИ останавливает и проверяет машину. Если владелец транспортного средства задолжал банку, то его авто задерживают до прибытия сотрудников исполнительной службы или отправляют на штрафплощадку до решения вопроса. За полгода "жертвами" "Рубежа" стали 200 должников.

В выходные оба прибора были выключены. "Арена" не работала, поскольку все еще проходит сертификацию. Гаишники хорошо отзываются о системе и рассказывают, что во время первого тестового дня только на Броварском проспекте она зафиксировала 600 превышений скорости.

А вот "Рубеж" "отдыхал" по причине переполненности штрафплощадок и выходного дня у исполнительной службы.

Чтобы наглядно продемонстрировать возможности "Рубежа", инспектор включил систему, и спустя пять минут его коллега уже останавливал черный "черри", номера которого были внесены в базу. Оказалось, что владелец авто два года назад был лишен прав за вождение в нетрезвом виде. "Ребята, да меня же тут уже не первый раз останавливают. Все нормально. Я больше за рулем ни капли", – заметно нервничая, оправдывается любитель выпить "на дорожку". Звонок дежурному проясняет ситуацию: срок лишения прав истек, и водитель поехал дальше.

Безопасное место

Пост в Быковне обслуживают два инспектора. Смена караула происходит каждые восемь часов. Презентуя возрождение стационарных постов, начальник по организации работы ДПС Украины Олег Сирый заявил, что помимо составления протоколов и задержания нарушителей инспекторы ГАИ будут помогать участникам дорожного движения. Для этого посты оснастили патрульными автомобилями, с помощью которых гаишники смогут отбуксировать сломавшуюся машину или выехать на место аварии. Для оказания первой медицинской помощи – укомплектовали аптечками.

"Стационарный пост станет местом, где водитель получит информацию о дороге, а дальнобойщики смогут отдохнуть, не беспокоясь о своей безопасности", – утверждает Богдан Гладун. В подтверждение слов капитана рядом останавливается фура с российскими номерами. Под проливным дождем водитель подбегает к инспектору и спрашивает, как выехать на Окружную. Получив ответ, он задерживается, чтобы поговорить с корреспондентами Фокуса. "Не вижу ничего плохого в стационарных постах ГАИ. Здесь можно переночевать, не переживая за то, что у тебя сольют соляру или вынесут груз", – говорит 28-летний белорусский дальнобойщик Владимир Юрковец. По словам водителя фуры, большинство его коллег стараются останавливаться на ночь рядом с милицейскими постами.

В будущем руководство украинской Госавтоинспекции планирует построить для дальнобойщиков специальные стоянки, а пока инспекторы предлагают парковаться на обочине.

Подводные камни

Радужные перспективы, обрисованные руководством МВД, у автомобилистов вызывают лишь смех и злобные комментарии на форумах в интернете. ГАИ и помощь у большинства из них ассоциируется с фразой "Помочь товарищу инспектору". Да и дальнобойщикам не стоит особо рассчитывать на доброту постовых работников ГАИ.

"До ликвидации стационарных постов именно водители грузового транспорта больше всего страдали от беспричинных остановок с целью найти хоть какое-нибудь нарушение и привлечь дальнобойщика к административной ответственности или получить взятку", – говорит авторитетный в области защиты прав автовладельцев адвокат Вадим Володарский. По словам юриста, права сотрудника, находящегося на стационарном посту, ничем не отличаются от прав обычных гаишников, а это значит, что они не могут беспричинно останавливать транспортное средство.

У оппозиционных политиков свой взгляд на происходящее. "В последнее время среди жителей Украины усиливаются протестные настроения. Посты ДПС восстановили для того, чтобы останавливать автобусы и сутками проверять их исправность", – категоричен один из депутатов от НУНС. По его словам, руководство МВД заявляет о борьбе с угонами, но возобновляет стационарные посты на центральных трассах, по которым ездят нормальные люди: "Не нужно быть гением, чтобы понимать, что краденые машины и левые грузы злоумышленники перегоняют по проселочным дорогам".

Рядовые автомобилисты на форумах называют инициативу ГАИ возвращением "пунктов машинного доения". Остановив машину на стационарном посту, инспектор приглашает водителя в помещение, чтобы показать на экране номер его авто, нарушившего ПДД. А вдали от лишних глаз и объективов авторегистраторов можно и о взятке поговорить, и ударить в воспитательных целях. Учитывая, что зарплату работникам постов ДПС только планируют поднять, можно предположить, что опасения автомобилистов-форумчан вполне оправданны.

Владимир Денисенко, Фокус