Украинские дизайнеры не ограничиваются созданием одежды для узкого круга модников и все чаще открывают производства для массового потребителя
"Мой девиз: "В каждый дом – по Тану", – говорит популярный украинский дизайнер Андре Тан. Он показывает майку из своей второй линии – коллекции, ориентированной на широкий круг покупателей, так называемый масс-маркет. Отличает эту майку от дизайнерской, к примеру, отсутствие окантовки. Заниматься вещами "для народа" Тан начал с прошлого года. Сегодня, подытоживая результаты продаж, уже может делать первые выводы.
В поисках изюма
"Одежда черного цвета у нас во второй линии вообще не пошла. Люди приходят за идеей, за вещами с какой-то изюминкой. А черный цвет – слишком консервативный и распространенный", – делится наблюдениями Андре в студии на киевских Осокорках. В успех идеи Тан верит. Говорит, подошел к делу, как всегда, серьезно: переманил у одного крупного ретейлера ценного специалиста – директора по продажам.
Одевать массового потребителя дизайнер взялся не ради славы. "Мы делаем бизнес", – подчеркивает Тан. Специалисты сферы легкой промышленности сходятся во мнении: работа с крупными партиями – единственная реальная возможность сделать деньги. Креатив с коллекциями для "круга избранных" – это из разряда пиар-ходов.
Масс-маркет, по словам Тана, – дело очень непростое и отличается от работы с новаторскими эксклюзивными линиями. "Когда я восхищаюсь: "О Боже, какая прекрасная вещь!", мой директор обычно отвечает: "Это продастся только через три года". А когда я говорю: "Вещь как вещь, ничего особенного", тогда директор констатирует: "Значит, шьем!". И потом эта модель действительно хорошо продается", – улыбаясь, рассказывает Андре.
Первыми в магазинах массовой линии Тана раскупили футболки и платья в пол. Жакеты со шнуровкой на спине не пошли. Людям нужны вещи, в которых можно было бы ходить не только в ресторан, но и на работу.
Дизайнер Кристина Бобкова решила запускать линию для народа в нынешнем сезоне. Уверена, что модели будут пользоваться спросом, поскольку они не облегающие, из натуральных тканей, минималистичны, но не просты по дизайну, кроме того, их легко стирать. Одним из главных своих козырей дизайнер считает то, что вещи ее марки можно шить в размерах L, XL, XXL – они подойдут не только стройным девушкам.
Первыми разобрали майки и топы. А жакеты так и остались на стеллажах. Какие именно модели пускать в массы, решали исходя из мнения закупщиков-байеров. Шили вещи для масс-маркета в Днепропетровске, ткани и фурнитуру заказывали в Италии – в Украине нет производства. Многие в таких условиях задумываются о Китае. Но, как говорит Тан, лучше не рисковать. "Некоторые украинские магазины до средины апреля стояли пустые – таможня не пускала товар, – отмечает он. – Кроме того, в Китае шить всего на 20% дешевле".
Швы счет любят
Дизайнер и бизнесмен Виталий Павлишин, в отличие от коллег, сначала запустил линию одежды "для народа" и только потом взялся за эксклюзивную. Рисковал, зато сегодня – он эксперт в вопросах создания одежды для массового потребителя. Рискнул Виталий даже с названием линии. Без оглядки на любовь украинцев к иностранным словам выбрал отечественное – "Украинский трикотаж".
"Я начинал бизнес с корпоративной одежды. Под эту цель название подходило идеально. Когда появилась линия трикотажа для массового потребителя, имя решили не менять. Я представлял себе тетушек, которые идут по улице, видят название "Украинский трикотаж" и думают "Дай зайду", – говорит Павлишин, одетый в красную футболку с серым воротником и зауженные книзу брюки – все из своих коллекций.
В дальнейшем с офлайн-магазинами и тетушками не сложилось, а название прижилось. Сегодня дизайнер одевает прогрессивного массового потребителя через интернет. Говорит, сам не ожидал, что идея так хорошо пойдет. Сейчас Павлишин занят модернизацией своего интернет-магазина. Параллельно улучшает компьютерную программу, которая позволяет точно рассчитать стоимость готового изделия. "У меня каждый шов на счету", – утверждает Виталий, который самостоятельно поднял бизнес с нуля.
Стараясь как можно дальше отойти от принципа работы ателье, в своей линии для народа Павлишин делает ставки на футболки и нижнее белье. Их ведь каждый носит. Расширять бизнес планирует за счет детской одежды. Детям, по наблюдениям Виталия, тоже не хватает качественной, недорогой и современной одежды.
Дело в капсуле
Ведущий украинский дизайнер Лилия Пустовит в этом сезоне решила народ не только одевать, но и обувать. Создала лимитированную, капсульную, коллекцию для сети "Интертоп". Стоит дизайнерская обувь около 1200 грн. Отличается натуральными материалами (кожа, дерево) и свойственной Пустовит лаконичностью.
Управляющий директор сети "Интертоп" Сергей Бадритдинов говорит, что эксперимент удался. Обувь раскупают и в Украине, и в Казахстане, где тоже представлена коллекция. Есть лидеры продаж – босоножки на высоких каблуках. "Все-таки украинские девушки предпочитают элегантность", – констатирует Бадритдинов.
И первую, и вторую коллекцию шили в Испании. В Украине, по словам Сергея, пока нет ни материалов, ни мастеров, которые могли бы качественно выполнить эту работу в таком объеме. Но не исключено, что в перспективе обувь, созданную украинской маркой Braska в содружестве с украинским дизайнером Poustovit, все же будут производить в Украине.
Путем капсульных коллекций пошел бутик "Пюре". Периодически молодые украинские дизайнеры создают для магазина лимитированные коллекции. Благодаря совместным усилиям цены удается держать более-менее приемлемые. За 500–900 грн. можно купить платье, за 800 – брюки. Почти как в Zara.
Правда, по мнению Виталия Павлишина, выгодны капсульные коллекции разве что магазинам и покупателям. Дизайнер при таком сотрудничестве не может выйти на большие партии, а работа с подобными коллекциями трудоемкая.
Чего для счастья не хватает
Топ-менеджер Наталья Соколикова, три года назад создавшая fashion-школу "Мастерская моды", периодически задумывается над тем, чтобы наладить свое производство одежды. Останавливает то, что крайне сложно найти грамотный профессиональный персонал. Как говорит Наталья, у наших рабочих слишком много перекуров. По ее словам, начинала бы она подобный бизнес с опроса потребителей. Узнала бы, чего им не хватает и чем их не устраивает предлагаемая одежда. По личным наблюдениям Натальи, не хватает прежде всего качественной и приемлемой по цене одежды для деловых женщин.
Переводчик Оксана Космач – частый гость в магазинах масс-маркета типа Zara. Но ходит туда скорее как на экскурсию. Одежду старается покупать тех марок, которые не заполонили Киев и не руководствуются едиными трендами. "Я иду по улице и вижу: эта юбка сшита по мотивам последней коллекции Prada, это платье – копия свежей коллекции D&G, – рассказывает Оксана. – Все ходят в одном и том же. Одежда украинских дизайнеров в этом плане была бы отличной альтернативой".
Но, как отмечает она, преградой для покупки отечественной дизайнерской одежды является качество, а иногда – удаленность магазинов. "Хочется масс-маркета наподобие Kira Plastinina, – говорит Оксана,– где есть авторская идея, не слишком дешевые материалы. Желательно, чтобы магазины были расположены в крупных торговых центрах".
Анна Устенко, Фокус