Разделы
Материалы

Родина даром. Киевские энтузиасты устраивают бесплатные туры для иностранцев

Бесплатные экскурсии и туры на сигвеях – столичные энтузиасты делают все, чтобы показать свое гостеприимство иностранцам

В самом знаменитом месте для встреч в столице – на Крещатике, возле здания Главпочтамта, – дважды в день появляется синий флажок Free tours. Отсюда в 12.00 и 16.00 начинаются бесплатные обзорные экскурсии для иностранных туристов, которые проходят на двух языках – русском и английском. Экскурсоводы – студенты гуманитарных вузов, прошедшие подготовку и тренинг в компании Free tours Ukraine. Эта компания появилась год назад благодаря переводчице Марине Кривунченко и ее партнеру Борису Расину.

Бесплатные экскурсии проводятся во многих городах мира. Подразумевается: если туристу понравилось, он отблагодарит экскурсовода на свое усмотрение, отсутствие благодарности тоже никого не удивит. Этот формат демократичен и популярен как у богатых туристов, так и у бекпекеров – бюджетных путешественников.

"Впервые такую экскурсию я посетила в 2007 году в Праге. И тогда подумала, почему бы не открыть такие туры в Киеве. В Праге, к примеру, бесплатными турами занимаются четыре компании", – рассказывает Марина Кривунченко о зарождении идеи создания Free tours Ukraine.

Год назад ребята собрали команду из 15 волонтеров, разработали две экскурсии – по старой части города и по Печерскому району. На запуск сайта, создание фирменного стиля, экипировки для экскурсоводов энтузиасты потратили четыре тысячи долларов из личного бюджета.

"Мы были уверены, что чуть ли не в первые недели будем водить по 30 туристов, – рассказывает Марина, – потому что бесплатных сервисов для иностранцев в Киеве просто нет, а индивидуальные экскурсии стоят от 60–100 долларов". Надежды на быстрый взлет не оправдались. Первое время на экскурсии Free tours приходило немного туристов. "Бывало, работали для одного-двух человек, – вспоминает Марина. – Но дни, когда мы не выходили на маршрут, можно пересчитать по пальцам".

Настойчивость ребят и промоакции в интернете сделали свое дело. Сейчас на бесплатных экскурсиях редко бывает меньше десяти человек.

"Во время тура нам часто задавали вопросы, как купить билет. Оказалось, что на вокзале даже в международной кассе нет англоговорящих кассиров", – говорит Марина Кривунченко. Тогда организаторы Free tours задумались над тем, чтобы создать информационный центр для туристов. Помимо бесплатной карты Киева, информации о различных экскурсионных маршрутах, здесь гость столицы может воспользоваться интернетом, а также рассчитывать на помощь ребят, в случае если ему необходимо обратиться в милицию.

Знаменитые двухэтажные автобусы, катающие туристов в Лондоне, Праге, Берлине, Нью-Йорке, год назад появились и в Киеве. Компания Open Kyiv, организованная Евгенией Степановой и Натальей Уткиной, запустила два автобуса по экскурсионному маршруту столицы.

"Во-первых, было обидно, что до сих пор в Киеве нет дабл-басов. Во-вторых, мы были уверены, что такой формат экскурсий не нужно рекламировать, так как он очень популярен на Западе", – рассказывает Евгения Степанова. Придумав проект в марте, девушки разработали бизнес-план и нашли инвестора. Зарегистрировать компанию и разработать сценарий экскурсии оказалось делом техники. Теперь от Лаврской, 16 каждый час в выходные дни и каждые два часа в будние стартует экскурсионный автобус.

"По сути, наши автобусы – это еще и мобильные информационные центры. Тут можно получить карту города, афишу, консультацию на английском языке", – гордится своим детищем Степанова. В планах Open Kyiv на следующий год – открыть стационарные информационные центры на каждой остановке, где туристы могли бы получить полную информацию о событиях в городе.

"Практически все, что появляется для того, чтобы иностранцу было комфортно в Киеве, дело рук частного бизнеса, разве что недавно городская власть продублировала адреса домов в центре города на английском языке, – горячится Арсений Финберг, владелец проекта "Интересный Киев". Помимо традиционных пеших экскурсий, недавно Арсений запустил экскурсии на сигвеях (электрический самокат) по Мариинскому парку. Таким образом, к примеру, можно посмотреть Базель.

"Потребность в сервисах для туристов очень большая. Ни в одном европейском городе нет такой проблемы с информационными центрами, как в Украине", – комментирует Наталья Мартисова, совладелец и редактор In your pocket Kyiv. Такие англоязычные каталоги издаются в 55 странах мира и бесплатно распространяются на вокзалах, в аэропортах, отелях и хостелах.

"В Украине городские справочники In your pocket издаются только по Киеву, Львову и Одессе, опять же благодаря частной инициативе", – рассказывает Мартисова. В ближайшем будущем ее компания планирует издать англоязычный справочник по Евпатории. Четыре месяца назад в курортном городке появился городской информационный центр. Для полуострова это настоящий прорыв.

"У нас можно приобрести карту гостя города, в которую входит медицинская страховка, туристический сбор, скидки в полсотни ресторанов, кафе и отелей, узнать про бесплатные пляжи, дайвинг и заказать гида на английском, немецком, русском, украинском", – гордится руководитель центра Евгения Киркина. Недавно она вернулась из турне по Европе, куда ездила поучиться организации туризма.

Анастасия Рингис, Фокус