Когда в 2006 году премьер Сильвио Берлускони подал в отставку, экономические показатели страны были на нуле. Тем не менее на предстоящих парламентских выборах 55% итальянцев готовы вновь отдать голоса за его партию
Жизнерадостность принято считать итальянской национальной чертой, но сейчас страна живет в атмосфере подавленности и пессимизма. Последние соцопросы показали, что итальянцы – наименее счастливая нация Западной Европы. По статистике 11% итальянских семей живут за чертой бедности, а 15% с трудом сводят концы с концами. Итальянцы устали от постоянного политического кризиса: с 1945 года в стране сменилось 61 правительство.
– В Италии есть так называемая каста. Это 3–4 млн. человек, которые получают от существующей системы высокие дивиденды. Остальная часть населения живет совсем в других условиях, – говорит испанский политолог Сесар Видаль. – Еще одна проблема Италии в том, что она является демократическим государством лишь формально. Фактически здесь нет свободы слова – большая часть СМИ работает на имидж одного человека. Его зовут Сильвио Берлускони.
Уйти по-итальянски
Бывший премьер-министр Италии Романо Проди был вынужден подать в отставку после того, как 24 января Сенат национального парламента выразил недоверие его левоцентристскому правительству.
В Италии уже не первый год говорят о несовершенстве избирательной системы. В 2005-м правоцентристская коалиция Берлускони инициировала возврат к пропорциональной системе. Чтобы попасть в нижнюю палату парламента, предвыборной коалиции достаточно набрать 10% (а партиям, входящим в нее, – всего 2%). Для остальных партий порог составляет 4%. Таким образом, внутри правящей коалиции всегда оказывается множество мелких партий (в последнюю входило около 13, от католиков до коммунистов), и все они конфликтовали между собой и критиковали правительство Проди. Премьер стремился провести реформу, которая повысила бы избирательный порог, но инициативу не поддержали в первую очередь его же союзники.
Проди пришлось вынести на голосование вопрос о доверии к демократическому правительству. Его призыв поддержать Кабмина "ради того, чтобы были реализованы реформы, в которых нуждается Италия" вызвал негативную реакцию со стороны некоторых левых. Коалиция окончательно раскололась. В палате депутатов Проди получил поддержку, но на следующий день в Сенате потерпел фиаско: 161 сенатор проголосовал против и 156 – за.
Вечером того же дня президент Республики Джорджио Наполитано принял из рук Проди заявление об отставке вместе с сообщением об отказе от участия в выборах.
Наполитано, который, кстати, настоятельно советовал Проди не рисковать и не ставить вопрос о доверии правительству на голосование, поручил спикеру парламента Франко Марини сформировать временный кабинет, главной задачей которого было проведение реформы избирательной системы – с тем, чтобы досрочные выборы прошли уже по новым правилам. Однако Марини не удалось заручиться поддержкой всех партий, представленных в национальном Сенате. Против реформы выступила консервативная оппозиция во главе с Сильвио Берлускони. Пока Проди и его соратники приходили в себя после поражения, Берлуско и компания пили шампанское. Наполитано объявил о досрочных парламентских выборах.
Кавалер труда
Сильвио Берлускони доволен: удача вновь повернулась к нему лицом. Коалиции Il Popolo della Liberta (Свободный народ), в которую вошла и его партия Forza Italia (Вставай, Италия!), реформа была совсем не нужна, ведь именно при существующей избирательной системе победа правоцентристам гарантирована. Сам Берлускони уверен, что коалиция получит большинство и в палате депутатов, и в Сенате. Многие в Италии уверены: пост премьера для Берлуско – промежуточный этап. Его главная цель – кресло президента Республики.
Несмотря на всю противоречивость натуры и небезупречное прошлое, ни один политик, по мнению итальянцев, не обладает такой харизмой, как Берлускони. В свои 72 года он прекрасно выглядит, уверен в себе и обаятелен. Ведущий веб-страницы Blog from Italy Алекс Роэ пишет: "Народ проголосует за Берлускони. Его любят за прямоту: он говорит то, что думает, а для итальянцев это – почти порядочность. Он умеет фантазировать, и массы ему верят. Правда, им это дорого обходится. Кроме того, он хорошо знает, как делать деньги и очень умело продвигает свою персону. С другой стороны, не стоит забывать: он часто лжет и многие законы в свое время провел ради собственной выгоды. Он обеспечит стране прогресс по-итальянски: два шага назад, один вперед".
Самый богатый человек Италии (по данным журнала "Форбс", его состояние оценивается в $12 млрд.) уже дважды занимал пост премьера: в 1994–1995 гг. и с 2001 по 2006-й. При этом с января по ноябрь 2002 года он одновременно выполнял обязанности министра иностранных дел.
Берлускони, безусловно, многостаночник. За свою неутомимость он даже получил звание Кавалер труда. В 1978 году он основал корпорацию Fininvest, работающую в сфере печатных СМИ и телевидения. Государству не удавалось контролировать финансовые потоки компании: ее структура была слишком сложна. Сейчас он возглавляет компанию Mediaset, в собственности у которой три государственных телеканала и несколько печатных изданий, в том числе популярный журнал Panorama. Таким образом, его влияние на прессу огромно, что вызывает резкую критику со стороны международных организаций, борющихся за свободу слова. Ему принадлежит ведущее рекламное агентство Publitalia, сеть дистрибуции кино и видео Medusa and Penta и компания, занимающаяся банковской и страховой деятельностью Mediolanum. Шесть раз Кавалер труда привлекался к суду по обвинению в коррупции и мошенничестве, и шесть раз его вину не смогли доказать.
Играет в пользу Берлускони и еще один его актив – клуб AC Milan. Футбольные фанаты глубоко уважают Берлуско и всегда голосуют за него.
– Итальянский электорат проголосует за Берлускони, потому что правоцентристы могут обеспечить стабильность и относительное благополучие простому населению. Социальная политика – слабое звено демократов, а правые легко идут на популистские шаги, – говорит Сесар Видаль. – К тому же за Берлускони стоит мощная медиаимперия. Но люди продолжают верить тому, что им говорят с телеэкранов и страниц газет.
Специфическое чувство юмора Берлускони – не последнее, что привлекает в нем итальянцев. Берлуско выделяется на фоне современных корректных и осторожных политиков. Так, ему ничего не стоило на исходе официальной встречи обратиться к бывшему канцлеру Германии Шредеру: "А теперь поговорим о футболе и женщинах. Начинайте, Герхард".
Кавалер креста
Мэр Рима и соперник Берлускони на выборах Вальтер Вельтрони открыл избирательную кампанию в храме монастыря Сан-Джиролама под звуки песни итальянского рэпера Джованотти "Я верю тебе". Это, пожалуй, стало единственным экстравагантным шагом политика.
Послужной список 52-летнего лидера левоцентристской Partito Democratico (Демократической партии), куда более скромен, чем перечень заслуг и провалов его одиозного конкурента. В 1990-х он работал главным редактором левоцентристской газеты L"Unita. В 1996–1998 гг. – занимал кресло министра культуры и был вице-премьером в правительстве Романо Проди, а с 2001 по февраль 2008-го трудился на посту мэра Рима.
Профессиональный журналист и писатель, на чиновничьих хлебах Вельтрони оказался вовлечен в скандал, связанный со свободой слова. В 2001 году, после того как в ночной телепрограмме Satyricon прозвучали предположения о связи Сильвио Берлускони с мафией, ведущий Марко Травалио объявил, что Вельтрони приказал снять ее с эфира. Но эта история не помешала Вельтрони получить в 2006-м году звание "Кавалер Большого Креста", которое присваивается за особые заслуги перед отечеством. Вельтрони составил компанию таким мэтрам, как Антониони, Паваротти, Феллини.
По мнению итальянского социологического центра Ekma Ricerche, цель Вельтрони вовсе не в том, чтобы победить на выборах, – на это он не надеется. Ему необходимо отстранить от власти старые кадры внутри собственной партии и ликвидировать "мелочь" коммунистического толка, что позволило бы собрать больше голосов. Его коллега по партии и бывший премьер Романо Проди отчасти преследовал те же цели, настаивая на проведении избирательной реформы. В случае если Partito Democratico получит не менее 30% голосов, она превратится в самую крупную политическую силу, ведь конкуренты левых демократов достаточно разношерстны: в состав Il Popolo della Liberta входят четыре партии.
Предвыборная Италия усеяна агитационными листовками, обклеена плакатами и украшена флагами. Политики не жалеют средств на предвыборную рекламу, но итальянский электорат пропагандой уже не вдохновишь.
– Сегодня ситуация в Италии напоминает мне Украину, – признался Фокусу главный управляющий украинской компании Helen Marlen Group Маурицио Аскеро. – Народ разочарован и раздражен, а уровень политиков не соответствует запросам страны. Огромное количество итальянцев вообще не собираются голосовать.