Разделы
Материалы

Злые и добрые. Обзор летних новинок CD

Песни для отдыха и песни с оскалом в новых летних альбомах

Главная примета теплых месяцев в северном полушарии – мало кто из артистов с большими именами презентует новинки в это время. Как и в любом бизнес-календаре, весенний всплеск активности шоу-индустрии сменяется пляжным затишьем перед запланированной осенней бурей. Тем проще в июле-августе выделиться звездам, которые решают все-таки наплевать на эту традицию и броситься на штурм меломанов с открытым забралом.

Альбом месяца/ню-металл
Limp Bizkit
Gold Cobra

Interscope

Кто: Пионеры ню-металла, которые в 90-х приложили руку к тому, чтобы музыка ревущих гитар приносила миллионы.

Что: Зверские и прекрасные песни с обилием выдумок и гитарных трюков.

Как: Limp Bizkit посетило озарение. Они даже в начале карьеры не были так собраны, конструктивно агрессивны и сосредоточены на творчестве. Это первый за 11 лет их полнокровный диск, записанный с вернувшимся гитаристом Уэсом Борландом. Заметно, что по такому поводу всем работалось в охотку, и никто никому не мешал, а Борланд наконец-то отвел душу и в родной группе реализовал свой талант гитариста-фантазера – тут есть даже десять секунд джаза. Разумеется, это заметно усложнило песни – Limp Bizkit, плоть от плоти масскульта, еще никогда так не отдалялись от него, еще никогда слово "искусство" не было так уместно в отношении их музыки. Песни на Gold Cobra источают благородную злость, даже в финале безобидной поначалу баллады (Walking Away) солист Фред Дерст орет, как бешеный койот. Борланд как-то признался, что воссоединился с группой, так как "мы решили, что нас гораздо больше бесит современная тяжелая музыка, чем мы бесим друг друга". Чувства объяснимые, но, скорее всего, Уэс отлично понимает и то, что они своими заигрываниями с армией MTV десять лет назад эту жуткую музыку и породили. И теперь, прямо как Тарас Бульба, ужаснулись. И это хорошо.

Инди-фолк
Fink
Perfect Darkness

Ninja Tune

Кто: Британский гитарист и диджей с имиджем младшего научного сотрудника и широкими музыкальными интересами.

Что: Неспешные полуакустические песни с магнетическими мелодиями, спетые бархатным голосом.

Как: Родись Финк у нас, он угодил бы в когорту исполнителей авторской песни на посиделках у костра. В Англии все по-другому – на тамошних культурных дрожжах он вырос в грустного менестреля. Аккуратно инкрустируя акустическую гитару электрическими аранжировками, Финк ловко акцентирует глубоко личный и лирический характер своих опусов. Их внешняя простота обманчива – ясно, что за каждой разящей наповал нотой тут стоит огромный труд. А еще густые английские туманы, подарившие миру столько неотразимой музыкальной меланхолии.

Классика
Georg Philipp Telemann
Orpheus

Sony Music

Кто: Австрийский L"Orfeo Barockorchester под руководством дирижера Мичи Гейгга и приглашенные солисты.

Что: Раритетная опера Георга Филиппа Телеманна (1681–1767), партитура которой была обнаружена в конце XX века в Германии.

Как: Двухчасовой "Орфей, или Чудесное постоянство любви" до этого записывался только раз в истории – в 90-е замысел воплотил бельгийский дирижер Рене Якоб. Австрийский оркестр записал свою версию, не изменив ключевых моментов – либретто представляет собой выжимку из трагедии французского драматурга Мишеля Дюбулле "Орфей". Кстати, в сюжетной части опера Телеманна – вариации на тему древнегреческого мифа. Тут Эвридика гибнет не от взгляда возлюбленного, а от руки соперницы в борьбе за его сердце. Этот амурный треугольник разыгрывается на фоне барочной классики – Телеманн умел строить не менее грандиозные звуковые миры, чем его современник по фамилии Бах.

Поп
Beyonce
4

Columbia Records

Кто: Одна из американских топ-звезд, обладательница 16 наград "Грэмми", выступавшая два года назад на открытии "Донбасс-Арены".

Что: Задушевные упругие песни для сердца вперемежку с игривыми r"n"b-упражнениями для ног.

Как: Богато и с размахом. То, что Бейонсе – качественный продукт, уже давно обсуждать нелепо, вопрос лишь в том, сколько в этом музыкальном предприятии холодного расчета с прицелом на пополнение карманов и собственно творчества. Судя по "4", у девушки есть желание двигаться от форматного дискотечного r"n"b-угара в сторону тонких переживаний. Первые четыре песни альбома – не свойственный Бейонсе плотно упакованный соул в духе лучших проявлений Кристины Агилеры и Элиши Киз. Потом, конечно, подтягиваются многословные черные парни, все чаще слышно блеяние вместо пения и прочие знакомые атрибуты глянцевого рая. Но то, что "4" – симптом будущих приятных метаморфоз Бейонсе, вполне очевидно.

Соул-фанк
The Sweet Vandals
So Clear

Unique Records

Кто: Квинтет из Мадрида с певицей средних лет по имени Майка у микрофона.

Что: Невероятно живая и пестрящая всеми цветами радуги музыка хорошего настроения с легким винтажным ароматом.

Как: На гитаре, барабанах, басе и старомодных клавишах. То, что этих парней зовут Хави, Жозе и так далее, совершенно не вычисляется по тому, что и как они играют: это насквозь американская культурная традиция. Список артистов, которые уже делали так или примерно так, слишком велик, чтобы было уместно говорить об откровениях в этой музыке. Не в новизне дело – просто очень сложно не поддаться обаянию легкости, натуральности и расслабленности, с которой испанцы лавируют между соулом, джазом, фанком и лаунжем. Возможно, так выглядели бы Fun Loving Criminals, если бы у них на вокале была женщина, или отличная артистка Джамала, если бы больше пела и меньше самовыражалась. Если лето где-то и бушует вовсю, то именно здесь.

Фрик-диск/авангард-джаз
John Zorn
The Satyr"s Play / Cerberus

Tzadik Records

Кто: Один из лидеров современной авангардной музыки, нью-йоркский саксофонист, писатель и продюсер.

Что: Пышная коллекция инструментальных и природных звуков.

Как: Для знакомых с сольными работами Джона Зорна тут нет особых сюрпризов, остальные вряд ли назовут это музыкой – смесь воплей животных, вздохов-стонов людей, какого-то инопланетного чавканья и надрывных абстракций, исполненных на трубе и саксофоне. Не стоит спешить с выводами, лучше расслабиться хотя бы на четверть часа. И тогда, быть может, удастся расслышать гармонию в этом бардаке. Зорн-композитор уже 30 лет приручает хаос, бесстрашно и открыто глядя ему в глаза. И небезуспешно.

Игорь Панасов, Фокус