Слабый прием. Абитуриенты сполна воспользовались рекордно низким конкурсом в украинских вузах
Стать студентом в нынешнем году было проще – из-за дефицита выпускников. Правда, сокращение бюджетных мест многих заставило выбрать контрактную форму обучения
Любимым предметом 15-летней Яны Панаид в школе была ботаника – говорить о растениях она может бесконечно. Однако этим летом поступила не на биофак, а на факультет организации обслуживания населения в Киевский техникум гостиничного хозяйства. На ивент-менеджеров, считает девушка, всегда останется спрос, в отличие от биологов. "8 тысяч гривен в год будет стоить родителям техникум, еще 15 тысяч ежегодно – университет. Тогда как ивент-менеджер в столице получает около 5 тысяч в месяц, а уж если попахать на дядю и открыть свою компанию – вообще прекрасно", – рассуждает Яна.
Практичность абитуриентов – первое, что замечаешь, когда общаешься с ними. Вчерашние школьники профессию выбирают исходя из уровня будущих зарплат, спроса на рынке труда и, что любопытно, перспектив основать собственное дело. Впрочем, по мнению преподавателей, большинство украинских абитуриентов по-прежнему ориентируются на сиюминутную моду, не учитывая мировые тенденции в образовании, и вместо того чтобы выбрать перспективную киберинженерию или экологию, по привычке идут в экономисты или вечно модные юристы.
Ни очередей, ни абитуриентов
Яна окончила 9-й класс и, прикинув, что в школе зря потеряет два года, решила поступать в техникум, откуда прямая дорога на третий курс университета. Она отмечает: поступающих вместе с ней было хоть отбавляй. "Что называется – не повезло.
В университетах пустота, а бывшие девятиклассники толпятся в приемных комиссиях, – говорит девушка. – На некоторых факультетах на 60 мест было 400 желающих".
Отсутствие очередей среди выпускников 11-х классов – результат не только дефицита абитуриентов, но и реформ, предложенных Министерством образования и науки. Во-первых, срок подачи документов продлили до 31 июля. Заработала в этом году и система "Электронное поступление". "Через систему было подано более 150 тысяч заявлений", – сообщил министр образования и науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник. Правда, судя по отзывам на образовательных форумах, в первые недели не обошлось без технических сбоев. "Да и заявка унифицирована, это неудобно для вуза, которому приходится задавать абитуриенту дополнительные вопросы, – говорит Вадим Сербученко, ответственный секретарь приемной комиссии Киевского института пищевых технологий. – С другой стороны, эксперимент помог разгрузить приемные комиссии".
Зная о готовящихся нововведениях, во Львовской политехнике пошли дальше – открыли на сайте университета предварительную электронную регистрацию, что позволило спрогнозировать количество абитуриентов. Наплыв желающих учиться здесь огромный – в этом году политехника лидирует по числу заявок. Причин такой популярности несколько: пиар-кампания, хорошая работа подготовительных отделений и, наконец, пресловутое слияние вузов. Недавно к Львовскому университету присоединился Институт новейших технологий и управления им. Вячеслава Чорновила. Так в политехнике появилось правовое направление, а вместе с ним тысяча заявок только на один факультет.
Неинтересный мусор
На большом мониторе в холле Киевского национального университета пищевых технологий транслируют результаты подачи документов и рекламу, призывающую идти на специальности с низким проходным баллом. Например, на факультет технологий переработки упаковки. "Реклама – двигатель не только торговли, но и образования. Главное, чтобы ее вовремя замечали", – улыбается Вадим Сербученко. Каждый день ему приходится объяснять, что работа с мусором (не в прямом, конечно, смысле) – утилизация, сортировка, экологический анализ – одна из самых перспективных профессий в мире. Но в ответ, как правило, слышит что-то вроде "я лучше буду экономистом, чем на свалке работать". По его словам, за последние пять лет народ так и не понял, что финансист, каких в стране тысячи, – человек, имеющий дело с деньгами, но не обязательно их зарабатывающий в большом количестве.
Впрочем, изменения в настроениях поступающих по сравнению с прошлыми годами уже заметны. В вузах отмечают рост популярности компьютерных специальностей. Это связано с тем, что спрос на программистов в Украине выше, чем предложение, утверждают аналитики международного кадрового портала HeadHunter. HR-директор портала hh.ua Илона Цивинская уточняет: в мае на одну вакансию приходилось менее одного кандидата, при том что средняя зарплата программиста составляла свыше 16 тыс. грн.
"Наряду с популярностью IT-факультетов увеличился конкурс на факультеты туризма, биотехнологии, архитектуры, дизайна, – говорит проректор Львовской политехники Дмитрий Федасюк. – И даже картографии и землеустройства – люди поняли, что земля имеет ценность".
С уменьшением числа выпускников 11-х классов, как и ожидалось, в этом году сократилось количество бюджетных мест. На гуманитарные науки, а также на экономические специальности и юриспруденцию госзаказ снизился на 20–40%. Из-за чего несколько недель назад разгорелся скандал – Национальный университет "Киево-Могилянская академия" лишили части госзаказа на подготовку бакалавров права и экономики, а финансирование магистров по специальностям "журналистика" и "социальная работа" вовсе прекратили. Причем, как говорят в академии, о прекращении финансирования Минобразования сообщило уже после набора студентов. Дмитрий Табачник объяснил экономию бюджетных денег здравым смыслом. По его мнению, нужно поддерживать направления инженерной, математической и химической подготовки, а плодить экономистов и юристов дальше недопустимо.
Возмущение политикой образовательного ведомства дошло до того, что выпускники НаУКМА учредили фонд помощи и уже начали сбор денег на оплату магистерских программ. Тем временем Минобразования в порядке исключения увеличило госзаказ на дневную форму магистратуры по нескольким пострадавшим специальностям.
Поступить – еще полдела
Благодаря книгам Алекса Лесли – психолога и автора теории соблазнения, 18-летний Богдан Диденко поступает на факультет психологии. Рассудил, что эта профессия нужна во все времена. "С модой на психотренинги и курсы, посвященные тому, как стать счастливым и богатым за один день, без работы не останусь", – уверен парень.
У Богдана хороший балл по результатам внешнего тестирования – около 170 из 200 возможных. Тем не менее его главная претензия именно к тестам: "Когда у Эйнштейна спросили, какова скорость звука, он ответил, что не знает. Зачем держать в голове информацию, которая есть в книге? Так и с большинством вопросов ЗНО (внешнего независимого оценивания. – Фокус) – они рассчитаны на то, что ты воспроизведешь зазубренный материал. От возможности подавать документы в несколько учебных заведений (в пять вузов, на три направления в каждом) Богдан тоже не в восторге. "На мой факультет было подано больше 500 заявок, а мест всего 70, – говорит он. – Реально же не более сотни действительно хотели стать психологами".
Крымчанина Александра Гусева возможность подачи документов в несколько вузов, напротив, порадовала. Он поступил на бюджет в Крымский университет культуры, искусства и туризма – на режиссуру и библиотечное дело. Правда, чтобы ответить на вопрос, когда в последний раз был в библиотеке, надолго задумывается. "Библиотечное дело – только один из факультетов, куда я подавал документы, наряду с режиссурой и лингвистикой. Я музыкант и этим планирую заниматься всю жизнь. Языки мне помогут в турне ездить, режиссура – делать карьеру музыканта. А библиотечное дело ничем не поможет, – смеется он. – Ну, может общее развитие? Нет? Тогда корочку буду иметь".
"Корочку, а не знания – именно то, что дают многие вузы страны, – возмущается будущий психолог Богдан Диденко. – Во многом система высшего образования работает как техникум, где я учился на программиста, – нам преподавали языки программирования, устаревшие лет двадцать назад". Не поступи Богдан на бюджет – отказался бы учиться вовсе. Он считает: на те деньги, которые нужно платить за образование, самообразовываться можно куда успешней.
Чтобы повысить качество учебы, Минобразования намерено продолжать следить за вузами-аутсайдерами по числу поданных заявлений – на этот раз в списке 180 таких заведений, которым министр Табачник советует задуматься о своем предназначении. Между тем даже ближайшее будущее высшего образования в Украине светло и прекрасно: в следующем году ожидается 317 с небольшим тысяч выпускников школ против 195 тысяч в нынешнем.
Евгения Даниленко, Фокус