Украинский прокат захватили шимпанзе и орангутанги. "Восстание планеты обезьян" – фильм для тех, кто все еще думает, что человек – царь природы
История порабощения людей приматами, описанная французом Пьером Булем в романе "Планета обезьян" сорок с лишним лет назад, по-прежнему не дает покоя Голливуду. Мировая премьера "Восстания планеты обезьян" – попытка перезагрузки старой истории. Умельцы с фабрики грез уже давно вышли за рамки экранизации сюжета Буля, их воспаленные мозги рождают фантазии на заданную тему.
Нечеловеческий фактор
Сюжет "Восстания" – новый конструктор, в котором есть уже использованные раньше детали. С одной стороны, это приквел романа Буля – события здесь происходят сегодня, тогда как француз повествует из XXVI века нашей эры. С другой – это выдумки на базе "Завоевания планеты обезьян" (1972) – фильма, который сам по себе был домыслом к книжной фабуле.
Главная коллизия картины Руперта Уайатта заложена в ее названии, и тут сюрпризов нет: да, обезьяны, да, восстают. Руководит революцией шимпанзе по кличке Цезарь – побочный продукт фармакологических исследований, которому придуманная людьми химия обеспечила невероятный уровень IQ. Ученый Уилл Родман (Джеймс Франко) забрал Цезаря домой еще крохой, и восемь лет "папочке" удавалось контролировать мужающего примата. Окрепнув, шимпанзе в какой-то момент начинает сам принимать решения – тут-то и начинаются проблемы, которые вызовут дикую панику, страх и ненависть в Сан-Франциско. Кинг-Конг умер, но дело его живет.
Братья наши большие
Три года назад англичанин Уайатт дебютировал "Побегом" – незаурядным камерным фильмом на засаленную тюремную тему. На первый взгляд не ясно, зачем мозги такого режиссера понадобились для размашистого блокбастера, основная цель которого собрать жирную кассу. После просмотра это становится очевидным.
Несмотря на $90 млн. бюджета, обилие спецэффектов и желание сорвать куш в кинопрокате, авторы фильма не скрывали, что для них это еще и история с глубоким смыслом. Понятно, что режиссеры вроде тех, которые снимали "Трансформеров" и "Пиратов Карибского моря", в данном случае не проходят фейс-контроль. А вот Руперт Уайатт со своим умением рисовать тонкие психологические эскизы без ущерба для сюжетной динамики оказался в самый раз.
Особенно уместным англичанин у руля выглядит, когда дело доходит до сцен в обезьяньем питомнике. Тут начинается прямо ювелирная работа: ключевые образы приматов проработаны с той же дотошностью, с какой в талантливом кино прописывают роли людей. Уайатту наверняка пригодился опыт его дебютной картины, ведь обезьянник по сути та же тюрьма. Так режиссер – вместе с технарями, разумеется, – добился выдающегося результата: созданные из пикселей животные переигрывают очень неплохих актеров. Неудивительно, почему промокампания фильма базировалась на продвижении фигуры Цезаря, а не актерских имен, заявленных в титрах.
Благодаря умению не отдавать драматургию в жертву экшену, в "Восстании" не затушеваны обещанные смыслы. Это кино не о спятивших тварях, а о том, к чему может привести гонка за сверхприбылями и желание повторять опыты в духе профессора Преображенского.
Цифровое искусство
Обезьяны неспроста блещут актерскими данными: "Восстание" – еще один шаг в развитии кинотехнологий. Животные были прорисованы компанией Weta Digital, участвовавшей в создании "Аватара", так называемым методом захвата движения: сначала сцену отыгрывали реальные актеры с датчиками на голове, а потом на основе их мимики и жестов конструировались приматы. Изображавший Цезаря Энди Серкис – актер, чьим ужимкам обязаны Голлум и Кинг-Конг в лентах Питера Джексона, – утверждает, что эта технология развивается гигантским темпами. Возможно, поэтому в "Восстании" практически не заметен дисбаланс между реальным и нарисованным – Цезарь и его друзья выглядят очень натурально.
Свои гримасы Серкис, как и другие актеры – прототипы обезьян, не с потолка брал. Он просмотрел десятки часов видео о жизни шимпанзе и был так поглощен Цезарем, которого считает "обезьяньим Че Геварой", что даже отказался от дополнительной человеческой роли. Кстати, опыт работы Кинг-Конгом, по словам Энди, ему не пригодился: "Это все равно, что после Короля Лира играть Гамлета". Кому эти слова англичанина кажутся лишь красивой позой, рекомендуется посмотреть фильм "Секс, наркотики и рок-н-ролл" – он четко демонстрирует, с какой самоотдачей работает Серкис.
Ну а Цезаря ему еще, похоже, играть и играть. Продюсеры картины не делают тайны из того, что "Восстание" – лишь начальное звено еще одной многолетней киноцепи. "Это только первый шаг в эволюции приматов. Насколько я себе представляю, следующий фильм будет о глобальной битве между ними и людьми", – открывает карты Уайатт. Не время расслабляться, обезьяны вышли на тропу войны.
Обезьяний вопрос
Экранизации романа Пьера Буля, ставшие культовыми
"Планета обезьян" (США, 1968)
Реж. Франклин Шеффнер
В ролях: Чарльтон Хестон, Родди Макдауэлл, Ким Хантер
Первая экранизация романа Буля. События разворачиваются на ближайшей к Земле звезде в 3978 году н. э. Там тоже живут люди, но под гнетом вооруженных до зубов обезьян-интеллектуалов. Лента Шеффнера спровоцировала появление четырех сиквелов.
"Планета обезьян" (США, 1974)
В ролях: Родди Макдауэлл, Рон Харпер, Джеймс Ноутон
14-серийный телепроект, созданный при участии нескольких режиссеров по мотивам ленты Шеффнера. Здесь события перекочевали в 3085 год: двое выживших при крушении космического аппарата астронавтов пытаются совладать с суперобезьянами.
"Планета обезьян" (США, 2001)
Реж. Тим Бертон
В ролях: Марк Уолберг, Тим Рот, Хелена Бонэм Картер
Римейк фильма 1968 г. Хорошо обученный людьми примат по имени Перикл самовольно улетает на звездолете в космос. Отправившийся за ним астронавт попадает на планету, где парадом командуют говорящие шимпанзе. События перенесены в 2029 год.
Игорь Панасов, Фокус