Оторваться от касс. Запрет благотворительных взносов грозит полным крахом украинской медицины
С принятием нового закона о борьбе с коррупцией врачи боятся, что им запретят брать благотворительные взносы, а без денег пациентов украинская медицина не выживет
"Наш главврач прикинул, что благотворительную помощь от больных лучше брать понемногу, но чаще. Теперь в больнице работает негласное правило: с каждого пациента – по 50–100 гривен. Так и взносов будет больше, и риск, что кто-то пожалуется, меньше", – делится с Фокусом врач одной из столичных больниц, рассказывая, что поменялось с вступлением в силу нового антикоррупционного закона.
Несмотря на то, что запрет медикам, учителям и милиции брать благотворительные взносы, не вошел в окончательный вариант документа, появление закона не на шутку перепугало медицинскую общественность. Цена вопроса не копеечная. В Киеве только за первое полугодие больные внесли добровольно-принудительных пожертвований более чем на 18 млн. грн. – эти деньги позволяют больницам хоть как-то латать бюджетные дыры.
Ищет милиция
"В горздраве посчитали, что благотворительные взносы не являются добровольными, и расценили их как коррупцию", – заявил неделю назад известный хирург, директор столичного Центра сердца Борис Тодуров. Это было отправной точкой в шумихе, поднятой вокруг запрета на благотворительность.
Дальше события развивались как в остросюжетном детективе. История началась с совещания в Киевском горздраве. Разъяснять положения нового закона о борьбе с коррупцией прибыл один из руководителей киевского управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУ МВД. Он напомнил о том, что благотворительность – дело добровольное, а вымогательство – подсудное. Многие врачи восприняли это как сигнал к действию – в некоторых больницах заблокировали благотворительные счета, в большинстве заведений провели инструктажи, как отныне общаться с больными.
– Мы перестали принимать благотворительные взносы во избежание эксцессов, – говорит Фокусу Борис Тодуров. Счета в Центре сердца разблокировали только спустя неделю – когда Горздрав подтвердил, что пожертвования никто не запрещал.
Волнение врачей объяснимо, ведь взносы – узаконенный абсурд. пациент притворяется, что жертвует, хотя на самом деле платит за лечение. Врач, вынужденный искать деньги для клиники, становится вымогателем (часть первая 184-й статьи Уголовного кодекса). Незаконное "требование оплаты за предоставление медицинской помощи" чревато штрафом или даже заключением до 6 месяцев. В столичном УБЭП признаются, что дела на врачей в столице не редкость, заводят их даже за требование пожертвовать 50 гривен. Правда, понимая ситуацию в медицине, суд старается не отправлять врачей в тюрьму, а деньги, полученные таким путем, возвращать пациентам.
С протянутой рукой
Бывшая жительница Днепропетровска Ольга Серажим переехала в Киев много лет назад, но до сих пор чувствует себя "понаехавшей". Такие, как она, не имеющие столичной прописки, первые в списке плательщиков благотворительных взносов. Чтобы ее приняли в одной из поликлиник, пришлось написать заявление и уплатить взнос в размере 300 грн. Правда, когда ее карточку потеряли, попросили вновь уплатить, но уже вдвое меньше.
"Надеюсь, в следующий раз, когда карточку потеряют, я уплачу уже не 300, не 150, а всего 75 гривен – скидки плательщикам полагаются",– смеется Ольга.
Хирург одной из столичных больниц Сергей, попросивший не называть его фамилию, сердится, когда речь заходит о взносах. С одной стороны, доктор вынужден выполнять распоряжение Кабмина и горздрава, поощряющего поиск дополнительного финансирования.
"С другой – нарушаю сразу три статьи Уголовного кодекса, – заметно нервничает хирург. – В этом году беседа в милиции о добровольности благотворительных взносов длилась около трех часов".
Сергей не скрывает, что некоторые доктора чрезмерно увлекаются поборами. "Но таких сажают", – говорит Олег Стрельников, врач из Харьковской области. Его главврача не так давно посадили "за аферу с благотворительностью": "Теперь пришел новый, сказал, чтобы мы были любезны с пациентами и не вымогали денег – мол, закон вышел. А еще поставил новую задачу – с каждого отделения собирать по 300–600 гривен ему лично, в конверте".
Готовы платить
"Мы давно пытаемся найти в Украине клинику, которая бы принимала на лечение наших детей с диагнозом "врожденная ломкость костей". Куда только не звонили – пока тщетно. Всех приходится отправлять на лечение в Москву", – рассказывает Светлана Плаксина, координатор проектов в Украинском фонде помощи. Организация, помогающая в сборе денег для больных детей, в прошлом году потратила на лечение подопечных более миллиона долларов. Другое дело, что сделать это было совсем непросто.
"Чтобы оплатить операцию, мы просим больницу выставить счет. А больница не может – медицина-то у нас бесплатная. Без счета мы не можем перечислить деньги, поскольку должны получить подробный отчет: что, когда и куда было потрачено", – разводит руками Светлана.
Последние исследования показывают: украинцев хоть и возмущает необходимость платить в больницах, но большинство из них соглашаются делать это официально, лишь бы качественно лечили. Так, например, согласно недавнему опросу Международного исследовательского агентства IFAK, лишь 16% опрошенных выступили за полностью бесплатную медицину.
Если государственная медицина станет хотя бы частично платной, в первую очередь придется унифицировать расценки. В Минздраве уже разработали методику расчета – сейчас документ находится на утверждении в Минюсте. И если будет одобрен, на смену сомнительной с точки зрения закона и этики добровольно-принудительной благотворительности может прийти пусть и частично, но узаконенная плата за медицинские услуги.
Евгения Даниленко, Фокус