Украинцы идут на аргентинское танго, чтобы выучить несколько па, но получают в придачу субкультуру со своей музыкой, стилем в одежде и даже этикетом
"Хотите афоризм? – спрашивает Ольга Тарнавская, одна из тех, кого в киевской танго-тусовке называют маньяками. – Танго с хорошим партнером – как война. Легко начать, тяжело закончить и невозможно забыть". Девушка начала заниматься полтора года назад и первые полгода ходила на занятия пять-шесть раз в неделю. "Казалось, все мало", – объясняет она.
"На первых киевских милонгах (танцевальных вечерах, где играют исключительно танго. – Фокус) нам просто показывали базовые шаги, и мы сразу начинали танцевать", – вспоминает Александр Хомяк. Дело было восемь лет назад, милонги тогда больше напоминали квартирники, а мода на танго в Украине только начиналась. В аргентинском танго, как и в других социальных танцах, в отличие от бальных, нет постановочной хореографии. Вместо нее есть несколько базовых движений, а весь танец строится на импровизации. Александр до сих пор танцует танго, а чтобы не делать это в одиночестве, дважды в неделю организовывает милонги в столичном кафе-театре "Театрион".
Мест, где танцуют танго, становится все больше – только в столице работает десяток школ. Месяц назад открылась летняя площадка на Оболонской набережной. Если занятий с тренером не хватает, можно посещать "практики" – туда приходят танцевать парами, договорившись с партнером заранее. Регулярно проходят и фестивали, куда приезжают давать мастер-классы учителя из Аргентины.
Встречают по одежке
"Когда-то занималась бальными танцами, потом захотелось чего-то более душевного. Аргентинское танго – как раз такой танец", – рассказывает Надежда Черноусова. За семь лет занятий она успела превратить танго из хобби в способ жизни. Бросила денежную работу, где нужно было заниматься маркетинговыми исследованиями, и открыла танцевальную школу. "Этот танец раскрывает характер человека, – делится она своими наблюдениями. – К примеру, те, кто умеет слушать и быть внимательным к другим, учатся быстрее". В танго, как практически в любом парном танце, ведет партнер. Но, чтобы танец состоялся, оба человека в паре должны быстро реагировать на движения. "Одно сердце и четыре ноги", – патетично описывают танго сами танцоры. Правда, к самому процессу подходят практично: более опытные партнеры не очень любят танцевать с новичками. Тем более что критиковать и поправлять партнера во время милонги – дурной тон.
С недавних пор Надежда обеспечивает киевское танго-сообщество танцевальной обувью. Она должна быть нетесная, без острых носков, с гладкой подошвой и устойчивым каблуком. "Туфли – это отдельная тема, – говорит Надежда. – У хорошей тангеры много обуви не бывает. Под каждый наряд должна быть своя пара, с разной высотой каблука".
У тангеро не бывает слишком много обуви и одежды. "Эти люди каждый день носят одежду, которую нормальные люди надевают раз в год, и то на карнавал", – полушутя говорит Татьяна Мигашко, организовавшая площадку для танго на Оболонской набережной Киева. Те, кто давно занимается танго, шутят о себе: настоящий тангеро и повседневную одежду подбирает по главному критерию – можно ли обновку надеть на милонгу. И если нет – вещь вряд ли попадет в его гардероб.
Больше чем хобби
"В танго меня привела подруга два года назад", – рассказывает киевлянка Ирина Городецкая. С тех пор ей удалось не только исправить осанку, но и стать танго-диджеем. Собрав внушительную коллекцию записей, Ирина решила поделиться музыкой с другими и теперь делает танцевальные подборки для милонг. Она может бесконечно рассуждать о разнице между классическими оркестрами 1920–30-х и более электронным нуэво.
Рассуждения эти без специальной подготовки бывает трудно понять: привычные для тангеро слова вроде "танда", "кортина", "кумпарсита" или "кабесео" нужно переводить. Танда, например, – это подборка из трех-четырех мелодий, под которые принято танцевать без перерыва. Кортина – мелодия, которую ставят в перерыве между тандами, кумпарсита – танго, которое играет в финале вечера. А кабесео – главный принцип общения в танго-сообществе.
"Приглашать мужчину на танец словами – дурной тон", – объясняет Ольга Тарнавская. Правильное приглашение происходит с помощью взгляда: нужно долго и пристально смотреть на партнера, и если он согласен танцевать, то отвечает таким же долгим взглядом. Если же приглашающий получил отказ, то повторить попытку с другим партнером можно только по окончании танды, излишняя поспешность будет воспринята как грубость. И ни в коем случае нельзя после первого же танца говорить "спасибо": в танго это слово означает не благодарность хорошему партнеру, а отказ танцевать дальше.
Правила поведения на милонге собраны в "кодигос" – специальном своде. Впрочем, запутанный этикет танцующим не мешает: без склонности к мелодраматизму вообще сложно увлечься аргентинским танго. "Мало кто понимает, но танго – больше чем танец, это разговор, в котором каждый шаг – это слово", – говорит Владимир Шутов. Научиться танцевать ему захотелось еще в 15 лет, и к 27 годам он осуществил мечту. Для кого-то три минуты танца в паре – возможность прожить маленькую жизнь. А кому-то нужен способ привнести экзотику в свой быт, особенно если работа офисная, а большинство танцующих – юристы, компьютерщики и бухгалтеры. "Люди приходят в танго по разным причинам, но остаются те, у кого этот танец и эта музыка вызывают эмоции", – уверена Ирина Городецкая. Впрочем, даже если эмоции не появятся, умение двигаться еще никому не вредило.
Юлия Куприна, Фокус