Четыре иностранца, давно живущие в Украине, делятся наблюдениями о том, как менялась страна и ее граждане, и размышляют, что с ней будет дальше
Живописная природа, красивые женщины, писанки, Андрей Шевченко и братья Кличко – такой, согласно опросу, проведенному по заказу украинского МИД в конце минувшего года, прогрессивные жители Евросоюза видят современную Украину. Впрочем, этот пестрый образ – лишь стереотип, ведь большинство европейцев судят о родине великого футболиста по выпускам новостей и провокационным акциям активисток Femen.
Фокус выяснил, что на самом деле думают об Украине иностранцы, знакомые с ней не понаслышке, и каким они видят ее завтра. Оказалось, что это страна добродушных людей, искусственной демократии, заоблачных цен и скрытых за дорогими автомобилями комплексов.
Йоханнес Андерсен, председатель Датского Хельсинского комитета по правам человека в Украине
Возраст: 42 года
Родина: Дания
В Украине: 12 лет
Как изменилась Украина с момента вашего первого с ней знакомства?
Украина долгое время была тинейджером, который старался выжить с помощью обмана и шантажа. Украинцы – древняя нация, но как государство Украина – подросток. Когда ей исполнится 20 лет, она перестанет им быть. Но изменений в обозримом будущем не наблюдается. Украина создает видимость демократии и правового общества. Но сейчас идут процессы над Юлией Тимошенко и другими министрами, и эта видимость пропадает. Мы видим открытую диктатуру.
Чем запомнился первый приезд в Украину?
Первый приезд в Украину запомнился теплой погодой, прекрасной природой и красивыми девушками на улицах – всем тем, что не зависит от человеческой деятельности. Понравились открытые люди, интересующиеся европейским опытом и искренние друг с другом. Цены тогда были очень низкими – такси по городу можно было заказать за доллар.
Поменялись ли условия ведения бизнеса?
Сейчас идет жесткая монополизация бизнеса. Один клан подминает все под себя. По этой причине, кстати, люди вышли на майдан в 2004 году. Мелким предпринимателям приходится очень тяжело. Их давят законами и высокими взятками на таможне. Поэтому цены в украинских супермаркетах сегодня превышают западные, где зарплаты и уровень жизни выше.
Что изменилось в жизни самих украинцев?
Люди стали хуже. Двадцать лет они борются за выживание. Это портит даже очень хороших людей. Чтобы выжить, некоторые становятся коррупционерами и ворами. Для украинцев очень важно себя преподнести. Ты не мужчина, если твоя машина весит менее двух тонн. В Дании такая машина свидетельствовала бы о компенсации своих недостатков в других областях.
Какими вы видите перспективы Украины в будущем и в какой отрасли?
Люди все еще верят в молодых политиков, но Украина, к сожалению, не та страна, где новая политическая сила может пройти в парламент и провести положительные изменения. В Киеве запускают скоростной трамвай за 600 миллионов гривен. За такие деньги в Германии строят скоростные поезда, которые передвигаются со скоростью 300 км в час, а киевский трамвай едет 40 км в час. Никто не отвечает за это, и никто не спрашивает за растраченные деньги.
Томаш Фиала, генеральный директор Dragon Capital
Возраст: 37 лет
Родина: Чехия
В Украине: 15 лет
Как изменилась Украина с момента вашего первого с ней знакомства?
За последние 15 лет в Украине произошли существенные изменения как в экономике, так и во внешнем облике. Такими достижениями за столь короткий период не может похвастать ни одна страна Центральной Европы.
Чем запомнился первый приезд в Украину?
Главный украинский аэропорт выглядел как автовокзал в маленьком европейском городке. Киев был серым и темным городом без освещения, рекламы и ресторанов. Украинцы одевались в основном в черное, ходили без улыбок, но при знакомстве становились очень открытыми и заинтересованными в расширении горизонтов. За первые несколько месяцев в рабочих целях пришлось выпить много водки, больше, чем за всю предыдущую жизнь.
Поменялись ли условия ведения бизнеса?
Процесс принятия решений намного ускорился, и водку, слава Богу, больше пить не надо. Тем не менее большинство чиновников, как и раньше, пытается зарабатывать на бизнесменах.
Что изменилось в жизни самих украинцев?
Уровень жизни украинцев приблизился к европейским стандартам по всем направлениям. В принципе, это то, чего я ожидал и почему сюда приехал.
Какими вы видите перспективы Украины в будущем и в какой отрасли?
Очень хорошие перспективы у бизнеса и сельского хозяйства, но их развитие будет тормозить коррупция. В спорте верю в участие украинской сборной по футболу как минимум в четвертьфинале Евро-2012. Надеюсь, что в Украине быстрыми темпами будет развиваться въездной туризм. Украинская медицина находится сейчас в плачевном состоянии, и будущего за государственной медициной я не вижу. Я позитивно оцениваю развитие IT-отрасли, но, к сожалению, в основном это работа под зарубежный заказ. В целом Украина будет успешной, но многое зависит от дебюрократизации и либерализации ведения бизнеса. Надеюсь, что страна пойдет по пути центральноевропейской модели развития, а не по пути России, к которой Украина пока ближе.
Эрве Бурдон, шеф-повар ресторана Chez RV
Возраст: 41 год
Родина: Франция
В Украине: 8 лет
Как изменилась Украина с момента вашего первого с ней знакомства?
Украина – юная страна. В последнее время здесь появилось много молодых людей, которые горят желанием что-то поменять в стране. Это стремление к совершенствованию очень радует.
Чем запомнился первый приезд в Украину?
Первое впечатление от Украины – это страна, в которой все население живет в городах. Мне часто приходилось ездить в областные центры на машине. Передвигаясь между ними, я мог проехать 200 километров и не встретить в пути ни одного человека. Запомнилось также то, что в 2001 году на периферии не было такого количества заправок, как сейчас, и мне приходилось ездить с 60-литровой канистрой топлива. Как-то посреди дороги у меня закончилось горючее и я обратился за помощью к крестьянам, работавшим в поле. Когда бухгалтер колхоза узнала, что я француз, то бесплатно выписала мне 50 литров только за то, что я поговорил с ней по-французски.
Поменялись ли условия ведения бизнеса?
Иностранцам очень тяжело понять, что в Украине по-преж-нему не работают законы. В стране процветает коррупция. Люди здесь не чувствуют реальной стоимости вещей, что особо заметно по высокой аренде офисов и площадей под рестораны. Например, цена помещения не в самом хорошем месте Киева выше, чем на Елисейских полях.
Что изменилось в жизни самих украинцев?
Из негатива – в стране фактически перестала существовать система образования. Если человек окончил университет 12 лет назад, то его диплому еще можно верить, а сейчас можно купить корочку об окончании любого вуза. Вторая негативная тенденция – украинцы стали больше пить. Из положительных сторон хочу отметить фантастическое качество украинцев – позитивное мышление. Возможно, это потому, что за 20 лет независимости люди уже трижды переживали финансовый кризис. Радует, что Украина начала развивать инфраструктуру. Мы видим новые мосты, дороги, станции метро, и я надеюсь, что в один прекрасный день начнут убирать Киев.
Какими вы видите перспективы Украины в будущем и в какой отрасли?
Спустя 20 лет независимости в Украине осталось много незанятых ниш для бизнеса. Когда заработают законы и исчезнет коррупция, Украина продемонстрирует стремительный экономический рост.
Маркиян Сеник, финансовый директор по иностранным операциям компании Atlantic Group
Возраст: 50 лет
Родина: США
В Украине: 16 лет
Как изменилась Украина с первого вашего знакомства с ней?
По сравнению с началом 1995 года Украина значительно изменилась. В те времена мы наблюдали существенный рост инфляции, рост преступности, или, по крайней мере, существовал большой страх перед преступностью, многие люди переживали серьезные экономические трудности во время перехода от плановой экономики к рыночной. Теперь общество во многом перешло от старых советских подходов к современным, капиталистическим. Хотя бюрократия по-прежнему осталась.
Если говорить о качестве жизни, то большинство магазинов были гастрономами, ресторанов было не много, и большинство из них с плохим сервисом и не лучшим качеством пищи, но при этом цены в них были высокими. Выбор в магазинах был небольшой, и мне часто приходилось привозить многие вещи и продукты из США.
Чем вам запомнился первый приезд в Украину?
Украинцы меня удивили своей безграничной дружелюбностью и общительностью. Хотя качество жизни было очень низким, люди наслаждались жизнью – устраивали праздники, вечеринки, получали удовольствие от общения с друзьями. Общение и было одной из причин, почему я решил остаться в Украине. Второй причиной стала привлекательность и женственность украинских девушек, в то время как в США образ украинки ассоциировался с крестьянкой на ферме.
Как изменились условия ведения бизнеса?
По сравнению с серединой 90-х сегодня рынок стал более конкурентным. С другой стороны, условия ведения бизнеса существенно не изменились. Это все еще вызов, особенно для иностранцев. Многие боятся инвестировать в условиях нестабильности, что открывает новые возможности для тех, кто готов рискнуть и начать свой бизнес. Что значительно изменилось - так это количество квалификационных специалистов во многих областью – в финансах, маркетинге, рекламе, HR, PR, бухгалтерском учете и т.д. Это дает возможность бизнесу расти и развиваться.
Как изменилась жизнь самих украинцев?
Когда я впервые посетил Украину, в ней почти не было среднего класса. Сейчас он появился, по крайней мере, в Киеве, где я живу. Люди покупают квартиры, машины, отдыхают за границей, тратят больше денег на одежду и товары широкого потребления, чаще посещают рестораны.
Какими вы видите перспективы Украины в будущем, и в какой отрасли?
Украине светит прекрасное будущее.
Несмотря на успехи, которых Украина достигла за последние 20 лет, экономика страны остается ниже уровня западных стран и стран Восточной Европы, так что есть куда стремиться. Отраслью, где Украина имеет наибольший потенциал, является сельское хозяйство. Во-первых, потому что Украина - аграрная страна и славится своим черноземом. Во-вторых, сельское хозяйство будет играть важную роль в будущем, так как население планеты увеличивается, а количество сельских угодий ограничено.
Владимир Денисенко, Фокус