Чтобы снять такое кино, достаточно хорошей идеи и мобильного телефона или фотокамеры. Этот формат позволяет воплотить необычные идеи необычным способом
"Какая разница, на что снимать. Смысл в том, чтобы донести мысль", – говорит режиссер Михаил Костров, победитель фестиваля мобильного кино Djuice Mobile Movie Fest. В Украине этот конкурс впервые прошел в 2007 году, а уже через год Михаил был в составе жюри. Вопреки сложившимся стереотипам, на мобильный телефон можно снимать не только компромат, но и фильмы. В лучшем случае гарантирован оригинальный результат, в худшем – сэкономленный бюджет.
Кино в кармане
"Я узнал о конкурсе за два дня до его начала, за день снял кино, смонтировал. Хорошо, что у меня было готово эссе, которое стало основой сценария", – вспоминает Михаил Костров. Его фильм "Надписи" взял Гран-при. Преимущество таких фестивалей в том, что участвовать в них могут не только профи, но и начинающие режиссеры. Не каждый может себе позволить участие в профессиональных конкурсах – это требует денег, а украинский студент часто только идеей и богат.
Еще одно преимущество таких съемок – их доступность. Профессиональная камера редко у кого под руками, тогда как мобильный всегда в кармане. Главная задача – воплотить идею, вместившись в 3–5 минут хронометража. Михаил рассказывает, что решения принимаются спонтанно, а героем может стать случайный прохожий: "Для финала я долго не мог найти героя. А тут увидел на улице мужчину, который просто идеально подходил. Говорю ему: "Я тут кино снимаю", и объяснил, что хочу. А он: "Ну, это же слишком просто. Давайте я лучше стихи вам прочту". И прочел".
Эксперименты с техникой помогают мыслить нестандартно. Профессиональный режиссер Костров вспоминает ощущения от съемок: "Я как бы подглядывал за тем, что происходит вокруг. Ты очень быстро снимаешь, но не до конца понимаешь зачем. Понятно, есть сценарий. Реплики прописаны, но неизвестно, как в таком бешеном темпе повернутся события. В этом драйв, – рассказывает он. – Мне было интересно взять инструмент, не предназначенный для подобных вещей, и сделать фильм".
По мнению Михаила Кострова, опыт быстрых съемок кино с налетом документальности незаменим. Кстати, подобные фестивали не раз проходили в России, Японии и Франции – этот жанр называют там "карманным кино".
Камера в помощь
Когда возникает желание создать "картинку", максимально приближенную к киношной, камера мобильного телефона бессильна. Тут может помочь цифровой фотоаппарат с возможностью видеосъемки. В 2008 году Canon начал выпуск зеркальной камеры EOS 5D Mark II, позволяющей снимать фильмы, практически не отличимые от кинолент. "Возможность снимать видео на цифровой фотоаппарат стала революцией для фильммейкеров, – говорит оператор, преподаватель Киевской школы фотографии Дмитрий Шовкопляс. – В университете им. Карпенко-Карого большинство дипломных работ снимается на фотоаппарат". Кроме Mark II есть модели попроще. Сэкономить можно и на осветительных приборах благодаря возможности "зеркалки" регулировать светочувствительность. Оператор отмечает, что главное преимущество фотокамеры – сменная оптика, выбор которой разнообразит картинку. А контроль глубины резкости позволит автору выделять героев, размывать задний план, расставлять акценты. Видеокамера на это не способна.
По мнению Дмитрия, фотоаппараты никогда не смогут вытеснить кинокамеры – они всегда будут друг друга дополнять. Так, снимая фильмы с помощью фотокамеры, придется раскошелиться на дополнительные записывающие устройства из-за слабого микрофона. Про съемку с рук можно забыть, либо приобрести стабилизирующее оборудование, что тоже ударит по карману. Впрочем, из недостатков такой съемки всегда можно научиться извлекать пользу. Например, превратив запаздывание изображения (в народе "желе") в спецэффект. Шовкопляс добавляет, что после выпуска фотокамер Nikon и Canon с возможностью снимать видео мнения профессионалов разделились: одни считали, что это ненужный довесок и очередной трюк маркетологов, другие, долго не рассуждая, начали снимать. Но финальную точку в распрях поставил сериал о докторе Хаусе в эпизоде Help me 6-го сезона, полностью снятом на Canon 5D Mark II. Съемка проходила в узком помещении, и большая видеокамера оказалась бесполезной.
Сам Дмитрий недавно закончил работу над фильмом, полностью снятым цифровой фотокамерой. А осенью в Киевской школе фотографии планируется запуск видеокурса. Стимулом создавать "карманное кино" может послужить и рост коммерческого спроса на него. Например, обладатель Гран-при известного фестиваля Sundance Film Festival, снятый с помощью фотоаппарата фильм Like Crazy, компания Paramount Pictures купила за $4 млн.
Что такое мобильное кино
Мобильное кино – короткометражные фильмы, снятые на видеокамеры, интегрированные в мобильные телефоны или на фотоаппараты. В 2004 г. Siemens учредил награду Siemens Micro Movie Award для фильмов, снятых на камерофон, а первый европейский фестиваль мобильного кино состоялся в 2005 г. в Париже. Этим форматом пользуются и маститые режиссеры: в этом году на "Берлинале" кореец Пак Чхан-Ук представил фильм "Ночная рыбалка", снятый на iPhone, бюджет картины – $140 тыс.
Без камеры
Украинские работы, побеждавшие на конкурсах мобильного кино
"Надписи"
"Как я не стала рок-звездой"
"Путь"
"Форсаж 5. Месть"
Яна Швец, Фокус