Разделы
Материалы

Стыд и Фрейд. Самые оригинальные фильмы Венецианского кинофестиваля

Кому бы ни достались "Львы", 68-й кинофестиваль на острове Лидо запомнится триумфом фильма "Стыд" Стива Маккуина с Майклом Фассбендером в главной роли

"Не хватает только, чтобы нам на головы из окон начали падать "львы", – намекая на сюжет "Десяти негритят" Агаты Кристи, мрачно пошутил один из аккредитованных на Венецианском кинофестивале критиков, когда, спустившись на завтрак в гостиничный ресторан, не обнаружил привычного омлета. В жизнь "Мостры" внесла поправки забастовка в Италии, из-за которой не все (видимо, в том числе и повара из Венеции) смогли вовремя добраться до острова Лидо. Зато с остальным все хорошо, точнее, bene: воздух – +27, вода – +25, кино на любой вкус. В этом году программа собрала Полански, Кроненберга, Сокурова, Мадонну и еще несколько десятков разнокалиберных режиссеров, которых можно представить под одной крышей только в самых разнузданных киноманских фантазиях.

Только на Лидо

Вместо автобусов – морские трамвайчики. Вместо лимузинов – VIP-гондолы и катера, снующие между островами лагуны (каждая такая прогулка в начале сентября может облегчить кошелек на 150–200 евро). Из всех европейских кинофестивалей только на Лидо американские звезды не чувствуют себя чужими среди своих (в составе заокеанского десанта на этот раз – Джордж Клуни, Аль Пачино и другие, а Даррен Аронофски стал председателем жюри). "Мостра" уже не первый год проходит посреди стройки нового фестивального центра. Котлован, где обнаружили залежи ядовитого асбеста, привычно задекорировали, а скульптурных львов, которые стерегли подходы к главному кинодворцу, в этом году отправили в почетную ссылку, разбросав по острову. Иногда не выдерживает даже проводка: во время показа фильма "Люди горы люди море" китайского режиссера Цая Шанцзюня в зале появился запах дыма. Зато лишь здесь царит невозможная для Берлинале или Каннского фестиваля атмосфера расслабленности, когда автографы раздают не только звезды, но и их охрана. Как это делали секьюрити Клуни, чей фильм "Мартовские иды" открывал кинофорум.

"Фильмы, открывающие фестиваль, – одежда, по которой встречают, – говорит итальянский кинокритик Карло Чиано. – Канны в этом году открылись романтичной "Полночью в Париже" Вуди Аллена, Берлинале – вестерном "Железная хватка" братьев Коэнов. В обоих случаях это рифмовалось с фестивальной концепцией".

Соседство двух открывших "Мостру" фильмов – политической драмы "Мартовские иды" Клуни и внеконкурсной документалистики "Да здравствуют антиподы!" россиянина Виктора Косаковского если о чем-то и говорит, то разве что о любви директора фестиваля Марко Мюллера к парадоксальным сочетаниям.

Кто кому Фрейд

"Все смешалось в доме Мюллера!" – заметил бы граф Толстой, окажись он на "Мостре". Что тут еще скажешь, если Роман Полански снимает комедию с эпатажным названием "Резня" о нравах американского среднего класса, британец Стив Маккуин показывает фильм "Стыд" об одержимом сексом обитателе Манхэттена, а мастер хоррора канадец Дэвид Кроненберг, когда-то снявший "Муху", выдает подчеркнуто голливудскую картину об истории зарождения психоанализа в Европе.

Действие "Резни" разыгрывается в нью-йоркской квартире. Прологом стала драка двух мальчишек, дальше начинается бенефис их родителей, роли которых виртуозно исполнили Джоди Фостер, Джон Си Рейли, Кейт Уинслет и Кристоф Вальц. Пытаясь найти общий язык, они постепенно теряют человеческий облик. Фильм разговорный, говорят, единственный спецэффект – компьютерная графика в сцене, где у Кейт Уинслет случается рвота. Ближе всего к "Резне" – "Гараж", но там, где у Рязанова уже идут финальные титры, Полански только закатывает рукава и приступает к главному блюду. Финал "Резни" публика встретила овацией, правда, на пресс-конференции не обошлось без вопроса о том, как, мол, актерам не совестно сниматься у педофила. На что Кейт Уинслет высказалась в том смысле, что попробуйте отказать великому Полански. Сам режиссер в Венецию не приехал во избежание возможного ареста и экстрадиции в США.

Если "Резню" определяют как нуар-комедию, то "Стыд" британского режиссера и художника-авангардиста Стива Маккуина (блестящая роль Майкла Фассбендера, которого только чудо может спасти от Кубка Вольпи за лучшую мужскую роль) – лента о том, как неутолимый сексуальный инстинкт загоняет успешного обитателя Манхэттена в тупик. Звучащий в одной из сцен шлягер New York, New York – ключ к фильму: город, который никогда не спит, только обостряет ощущение недостижимости абсолюта.

Еще одна долгожданная премьера – "Опасный метод" Кроненберга актерской мощью не уступает "Резне". Вигго Мотртенсен, Майкл Фассбендер, Кира Найтли и Венсан Кассель настолько старательно пользуют друг друга, что временами забываешь кто кому Фрейд. В сухом остатке, правда, оказывается заточенный под "Оскар" фильм, не столько глубокий, сколько многословный.

Русские пришли

И Мадонне понятно, что там, где начинается разговор об абсолюте и тайнах души, без русского следа не обойтись. Это стало очевидным уже в "Опасном методе", где Кира Найтли сыграла дочь еврея-коммерсанта из Ростова Сабину Шпильрейн – пациентку, ученицу и любовницу Юнга. Дальше – больше. Экранизацию романа Ле Карре шведского режиссера Томаса Альфредссона о поисках русского "крота" в британской разведке МI-6 украсили Константин Хабенский и Светлана Ходченкова. Александр Сокуров представил долгожданного "Фауста" – последнюю часть своего цикла о власти, куда вошли фильмы о Гитлере ("Молох"), Ленине ("Телец") и японском императоре Хирохито ("Солнце"). Картина, правда, снята в Германии и на немецком языке, но вряд ли кто-то может заподозрить режиссера в измене своему фирменному стилю. Оставил сильное впечатление и показанный вне конкурса "Портрет в сумерках" Ангелины Никоновой, живущей в США. Главную героиню (Ольга Дыховичная) с первых минут картины преследуют неприятности: ее насилует мент, у нее крадут сумку с документами, ей хамят в кафе, что, разумеется, только закаляет характер девушки и просветляет душу. Дело заканчивается тем, что она насилует изнасиловавшего ее мента и начинает жить с ним, демонстрируя во всей полноте загадочность души.

Удивительнее всего, что в фестивальной атмосфере большинство работ смотрится на редкость органично. "Фильмы, которые мы тут смотрим, – как редкий французский сыр: потреблять только на месте, а поделиться радостью, скорее всего, не удастся. Транспортировке без потерь не подлежит", – остроумно заметил один из российских кинокритиков на Лидо.

Не главные

Самые заметные фильмы, показанные на Венецианском кинофестивале вне главного конкурса

"Зараза" / Contagion. Режиссер – Стивен Содерберг. В ролях: Гвинет Пэлтроу, Кэйт Уинслет
Режиссер "Соляриса" снял страшилку о вирусе, который выкашивает пятую часть населения Земли. В картине присутствует журналист, желающий рассказать всю правду обо всем, а также ученые-медики, которые ищут спасение для человечества. Гвоздь фильма – сцена, когда снимают скальп с Гвинет Пэлтроу. Содерберг, обещавший, что "Зараза" станет его последним фильмом, передумал и сообщил, что приступает к съемкам новой картины – об умершем от СПИДа пианисте-гомосексуалисте с Майклом Дугласом в главной роли.

"МЫ. Верим в любовь" / "W.E.". Режиссер – Мадонна. В ролях: Эбби Корниш, Андреа Райзборо
История любви американки Уоллис Симпсон и наследника британской короны Эдварда, отрекшегося от престола в пользу брата-заики Георга. После просмотра в зале "Дарсена" критики отмечали размах гламурного антуража при полной безликости героев и огромном количестве "розовых соплей". Что не помешало бурному приему, который устроили Мадонне, явившейся на пресс-конференцию в шелковом платье под стать эпохе, о которой снят фильм.

"Да здравствуют антиподы!" / Vivan las Antipodas! Режиссер – Виктор Косаковский
Эпиграфом к ленте петербургского документалиста стала цитата из "Алисы в Стране чудес": "Я подумала: а что если провалиться прямо сквозь Землю – как забавно было бы выйти наружу среди людей, которые ходят вверх тормашками!". Вслед за героиней Кэрролла Косаковский проверяет, что происходит в местах-антиподах. В результате ему удалось зарифмовать лаву гавайского вулкана и кожу слона в Ботсване, закат солнца в Аргентине и шум Шанхая. В числе продюсеров значится Александр Роднянский.

"Саломея" / Wilde Salome. Режиссер – Аль Пачино. В ролях: Аль Пачино, Джессика Честейн
Дон Карлеоне всех времен и народов после дефиле по красной дорожке и вручения ему специального приза за вклад в киноискусство показал полудокументальный фильм о своей работе над пьесой Уайльда. В начале 2000-х Аль Пачино сыграл Ирода в бродвейском мюзикле, а в 2006-м – в постановке театра из Лос-Анджелеса. В Венецию актер и режиссер прибыл со своей девушкой – 31-летней аргентинской актрисой Лусилой Сола.

Забытая земля" / Terre outragee. Режиссер – Михаль Боганим. В ролях: Ольга Куриленко, Николя Ваньчиньски. "Чернобыльские" фильмы – одна из фишек фестивального года. В феврале на Берлинале в основном конкурсе была картина "В субботу" Александра Миндадзе, на Лидо пришло время "Забытой земли". Главная достопримечательность франко-немецко-польско-украинского фильма – Ольга Куриленко. "Девушка Бонда" на этот раз сыграла роль девушки Пети из Припяти, которого во время свадьбы вызывают на работу, откуда он уже не возвращается. Кино без претензий на фестивальное эстетство, но искреннее и зацепившее даже европейских кинокритиков.

Мария Терещенко, Фокус