Разделы
Материалы

Бесконечная война. После терактов 9/11 в США растет ненависть к мусульманам

Спустя десять лет после трагедии 11 сентября под лозунгами антитеррористической кампании в мире ведутся войны, процветает нетерпимость к мусульманам, а правительства устраивают слежку за собственными гражданами

"Мой трехлетний сын внесен в черный список департамента внутренней безопасности США, – говорит помощник профессора истории Стэнфордского университета Прийа Сатия. – Проблема в том, что мальчика зовут Кабир, на арабском это означает "великий". Такое имя носил один из любимых многими индусами, мусульманами и сикхами поэт-мистик, живший в средние века. Но в департаменте, увы, глухи и слепы к подобным культурологическим нюансам, как, собственно, и к тому факту, что Кабиру всего три года".

Прийя Сатия рассказывает о том, как на прошлой неделе во время перелета из Дели в Сан-Франциско ее сыну пришлось пройти процедуру специального сканирования. "Подозрение вызывает не только возможная причастность Кабира к какой-либо террористической ячейке, но, очевидно, и длинные непослушные волосы, из-за которых многие принимают сына за девочку, – иронизирует Сатия. – Но попробуй я прояснить ситуацию в департаменте внутренней безопасности, мой ребенок попал бы в другой список – в компанию к тем, кто, по мнению сотрудников департамента, вполне мог бы оказаться террористом. Мир определенно изменился после терактов 9/11".

Против всех

Мусульмане стали первыми, кто ощутил на себе гнев толпы после терактов 11 сентября, и даже наличие американского паспорта не служило для них защитой. Они подвергались угрозам и нападениям, в их домах и магазинах устраивали поджоги. Доставалось и тем, кто не имел к исламу никакого отношения. Разгневанные граждане атаковали сикхов, поскольку мужчины у них носят тюрбаны, которые для большинства жителей Запада ассоциируются с исламистами. Сегодня самые жаркие споры в Нью-Йорке, пережившем теракт 9/11, ведутся вокруг строительства исламского культурного центра в двух кварталах от места, где раньше стояли башни Всемирного торгового центра. Против сооружения, согласно последним опросам, выступает 71% ньюйоркцев, хотя задумывался проект как место, в котором представители различных конфессий смогут вести диалог и учиться лучше понимать друг друга.

"После 11 сентября понятие терпимости изменилось, – считает специалист в сфере международной конфликтологии Байрон Бланд. – Под давлением обстоятельств мы стали проявлять терпимость только по отношению к тому, что уважаем. Противостояние вокруг возведения рядом с ВТЦ мечети – яркий тому пример".

Повальную подозрительность граждан стало поощрять и американское правительство. После терактов в США начали с повышенным вниманием относиться ко всему, что связано с деятельностью иностранцев на территории страны, в первую очередь следили за лицами с "арабской внешностью". Правоохранительные органы стали просить граждан сообщать обо всех случаях подозрительного поведения знакомых и незнакомых людей или о каких-либо замеченных странностях. В США также появился департамент внутренней безопасности, главной задачей которого является защита территории страны от терактов. Сегодня это третий по численности сотрудников департамент при федеральном правительстве.

Чрезвычайные меры

Патриотический акт, принятый вскоре после 11 сентября, дал спецслужбам невиданные полномочия для слежки за гражданами. Так, в США появилась программа тотального контроля, предполагающая слежение за интернет-активностью граждан, получение данных об истории покупок с помощью кредиток, о приобретении авиабилетов, об аренде машин и прочей информации, касающейся личной жизни американцев.

Даже у тех, кто оказался свидетелем трагедии 11 сентября, эти меры зачастую вызывают раздражение и неприятие. Собеседник Фокуса Зенон Завада, родившийся и выросший в Нью-Йорке, а сегодня работающий в Киеве, вспоминает, как на его глазах упала вторая башня ВТЦ. Он рассказывает Фокусу о пережитом шоке и о том, что происходившее у него на глазах больше напоминало сон, чем реальные события: "Я бы не сказал, что мне было страшно, но я понял, что мир уже не будет таким, как прежде. К сожалению, американские политики использовали эти атаки как повод для принятия нескольких очень жестких законов, ограничивающих свободу и приватную жизнь американцев. Лично мне не нравится сканирование и обыски в аэропортах. До 11 сентября такого нигде не было, теперь – повсеместно. Это серьезное нарушение личных прав и частной жизни".

Но для большинства политиков словосочетание "национальная безопасность" стало намного благозвучнее пресловутых "прав и свобод". Не отставали от американских союзников и европейцы. Трагедия 11 сентября, а позже теракты в Испании и Великобритании заставили страны ЕС активнее сотрудничать в сфере безопасности, а также принять законы, позволяющие вести наблюдение за своими гражданами. Особое внимание стали уделять информации о происламских фанатиках, имеющих паспорт страны, входящей в ЕС. Спецслужбы занялись отслеживанием подозрительных поездок, разговоров и платежей. И хотя многие полагают, что слежка за пользователями средств коммуникации и размещение камер наблюдения в общественных местах – это нарушение прав граждан, спецслужбы по-прежнему считают подобные превентивные меры вполне оправданными. Полиция и разведслужбы уверены, что благодаря нововведениям за последние годы удалось предотвратить целый ряд террористических актов.

Триллион терзаний

Но если тотальную слежку и подозрительность спецслужбам объяснить просто, то колоссальные расходы военных ведомств оправдать не так легко, особенно после призывов к строжайшей бюджетной экономии. В Конгрессе США недавно был представлен доклад комиссии по изучению военных контрактов фирм, которые последние десять лет выполняли заказы Пентагона. Из-за плохой организации или с помощью мошеннических схем эти компании растратили $60 млрд. Из них $31 млрд. попросту ушел в песок. Армия США стала привлекать фирмы-подрядчики после того, как некоторые ее части были сокращены. Иногда численность сотрудников фирм, работающих в Ираке и Афганистане по контрактам с Пентагоном, превышала количество военных, которым они помогали. К примеру, когда Конгресс США направил миллиарды долларов на обучение национальных сил безопасности Афганистана, то правительство этой страны оказалось не в состоянии освоить такую солидную сумму. Комиссия выяснила, что выделяемые средства часто попадают в руки полевых командиров, а у американских компаний, отвечающих за перевозку и строительство, для доступа к контракту вымогают деньги. Такие выводы комиссии заставят конгрессменов задуматься о том, как распределяется федеральный бюджет. В войнах последнего десятилетия Белый дом потратил более триллиона долларов. Однако при этом высокотехнологичные крылатые ракеты и дроны нередко проигрывают самодельным бомбам террористов. Выбраться из войны, развязанной собственноручно, США будет непросто.

"За десятилетие после 11 сентября 2001 года Америка приняла идею бесконечной войны. Прежде и военные, и обычные американцы полагали, что мирная жизнь – норма, а война – отклонение от заведенного порядка, – заявил недавно в интервью изданию The Washington Post подполковник американской армии и командир открытого недавно комплекса для реабилитации военнослужащих Билл Ховард. – Но когда на планете царят радикальные религиозные идеологии, новые технологии, а мощное оружие стоит дешево, никто не должен питать иллюзий, что в ближайшем будущем развитый мир сможет победить в этом конфликте".

Строгие правила

10 изменений в системе безопасности американских аэропортов после теракта 11 сентября

2001 г.
Создано Управление транспортной безопасности (TSA), которое проводит сканирование пассажиров во всех аэропортах страны

2001 г.
Запретили брать на борт канцелярские ножи

2001 г.
Пассажиров обязали снимать обувь при досмотре

2002 г.
В кабинах пилотов установлены пуленепробиваемые двери

2002 г.
Пассажиров стали заставлять пить или есть продукты, которые они собирались пронести на борт, чтобы доказать их безопасность. Постановление отменили после случая, когда женщину вынудили выпить ее же грудное молоко

2003 г.
Пилотам гражданской авиации разрешили брать на борт пистолет, если они умеют им пользоваться

2004 г.
Пассажиров обязали снимать верхнюю одежду и пропускать ее через рентгеновский аппарат

2006 г.
Запретили проносить в самолет жидкости объемом более 88 мл. Все емкости должны быть помещены в прозрачный пакет и просканированы

2009 г.
Ввели полное сканирование тела после того, как обнаружили взрывчатку в нижнем белье одного из пассажиров

2010 г.
Тех, кто отказывается от полного сканирования, обыскивают сотрудники аэропорта. Им разрешается ощупывать ягодицы и грудь пассажиров

Яна Седова, Фокус