"Пина" – фильм о первозданной красоте танца, который убеждает, что в 3D можно не только эффектно взрывать трансформеров
Мировая премьера "Пины" прошла еще в феврале на Берлинском кинофестивале. С тех пор за фильмом закрепилась репутация "кино не для всех": то ли из-за неординарности режиссера Вима Вендерса и хореографа Пины Бауш, которой кино посвящено, то ли потому, что так решили критики. На самом же деле надо еще поискать более массовое по своей сути зрелище. "Пина" разговаривает со зрителем на самом понятном языке – языке тела.
Потеря бойца
Сначала Вендерс хотел снять фильм о танцевальных постановках театра Пины Бауш в немецком городке Вупперталь. Главной и единственной целью Вима было ввести танцы в мир, открытый технологией 3D. Но в июне 2009-го, когда проект уже запустили, Пина за неделю сгорела от жуткой болезни. Погружающегося в депрессию режиссера оживили танцоры театра, убедив, что кино делать стоит, и это будет лучшей данью памяти Бауш, чем все некрологи. Так родилась лента, в которой танцевальные номера чередуются с лаконичными воспоминаниями о Пине.
Вендерса не подвело чутье: он не давит коленом слезу, не заходится в погребальном плаче, а упивается волшебством танца. Другими словами, "Пина" – не о Пине Бауш, а о той стихии, в которой она прожила почти всю свою жизнь. Когда артисты вспоминают о своем учителе, их голос звучит за кадром, но губы остаются недвижимыми – они молча глядят с экрана. Так, ловко избежав пошловатого мемуарного эффекта, Вендерс воплотил один из постулатов Бауш: "Иногда слова заканчиваются, и их можно заменить только танцем".
Уличные движения
Часть танцевальных номеров Вендерс попросил исполнить вне сцены – на фоне заводских труб, горных пейзажей и дорожных развязок. Выходка вполне в духе Бауш, которая тоже любила необычный антураж – могла запросто засыпать землей или залить водой подмостки. Подтекст у Вендерса читается сам собой: дух танца веет где хочет, ему плевать, театр это или вагон метро.
Немец использует камеру как микроскоп, рассматривая малейшее движение, и 3D ему тут в помощь – танцу позарез нужен объем. В том, как именно камера рассматривает, а артисты исполняют, кроется главный секрет "Пины". Откровенно исследуя человеческое тело, не стесняясь эротики, не боясь показать женские трусики и мужчину без штанов, Вендерс умудряется оставаться поразительно целомудренным. Для него важна страсть, а не угар, естественность, а не эпатаж, он не выпячивает телесность, а зачарованно следит за жестами и па, отыскивая в них тайну. И в этом главное отличие снятых им танцев от большинства проявлений дэнс-мании – телевизионных гопаков и гламурных кордебалетов. Он умеет смотреть ниже пояса, не забывая о том, что находится выше. Это старая привычка: в его же "Небе над Берлином" от бестелесной вечной жизни отказывается даже ангел – ради того, чтобы обрести плоть-кровь и почувствовать вкус кофе.
Разумеется, все это Вендерсу вряд ли удалось бы без Пины Бауш, живущей в танцах, из которых скроен фильм. В голове Вима до сих пор звучит ее знаменитое: "Танцуйте, танцуйте, а то вы пропадете".
Игорь Панасов, Фокус