Разделы
Материалы

Работа над ошибками. Украинские родители учатся эффективно общаться с детьми

Отказавшись от советской модели воспитания, украинские родители учатся общаться с детьми без подзатыльников и насилия

"Попробуйте на протяжении одного дня записывать все фразы и замечания, которые вы говорите своим детям. И обнаружите, что больше половины слов и утверждений носят негативный оттенок", – так начинает семинар для родителей киевский психолог и тренер Евгений Мирошниченко.

Советская модель воспитания, по его словам, нынешним детям совсем не подходит. Жесткую дисциплину и требовательность со стороны родителей дети часто воспринимают как нелюбовь. Постсоветским мамам и папам приходится учиться уважению к детям, умению четко обозначать границы дозволенного, а главное – эффективному общению, без крика и унижения. Но, оказывается, не многие это умеют. Взрослые неосознанно воспроизводят все то, что сами пережили в детстве. Чтобы разорвать этот замкнутый круг, украинские родители отправляются на специальные тренинги.

"Я говорю сыну те же обидные слова, которые мне когда-то говорила мама, и ругаю себя за это. Но как объяснить ему, что нужно учиться, не знаю", – примерно с такой жалобой приходит на тренинг каждый второй родитель. "Многие взрослые задумываются, как воспитывать детей, чтобы не наносить им психологических травм, которые они получили в детстве, стоя в углу на гречке", – говорит Евгений Мирошниченко.

Вместо подзатыльника

По словам психолога, тренинги, которые он проводит со зрелыми людьми, показывают, как негативные установки, полученные в детстве, влияют на представления о самом себе на протяжении всей жизни и как с этими утверждениями непросто расстаться, даже осознавая их беспочвенность. Если бы участники семинаров могли передать послание своим родителям, то девять из десяти сказали бы: "Больше верьте в меня".

"То, к чему мы стремимся, какую планку ставим для себя, каких результатов добиваемся, – это все родом из нашего детства", – говорит Мирошниченко. Он убеждает взрослых: дети всегда ведут себя адекватно, даже если их поведение не отвечает вашим ожиданиям в конкретный момент. На занятиях родители тренируют умение распознавать ложные цели детей и отрабатывают диалоги. Потому что если ребенок плохо ведет себя в гостях, то причиной может оказаться как недостаток внимания и ревность к окружающим, так и банальная скука. В таком случае вместо одергивания необходимо выяснить причину.

"А что если он в магазине бьется в истерике?" – настороженно спрашивает папа. "Отойдите в сторонку и позвольте ребенку прожить данный опыт, – отвечает психолог. – Главное – не вовлекаться в эту игру". Распознать чувство, выдержать паузу, высказаться не по поводу личности ребенка, а прокомментировать поведение, рассказать о своих переживаниях – вот такой несложный алгоритм отрабатывают мамы и папы. Для многих из них становится открытием то многообразие реакций, которое можно применить вместо подзатыльника. "Стоит кому-то из родителей начать общаться по-другому, как новый стиль диалога становится нормой", – утверждает психолог.

Дизайн характера

"Если вам ребенок что-то рассказывает, не перебивайте его и не спешите с советами, иначе он будет вам докладывать только факты, и вы не узнаете про его чувства. Это одна из причин, почему дети отдаляются от своих родителей", – говорит мама со стажем Татьяна Цветкова. Ее сын – студент вуза, дочь – пятиклассница. У Татьяны две полки книжек на тему воспитания. Сходить на курсы ей посоветовала знакомая родительница. Мотивация у Татьяны следующая: помочь ребенку выработать качества характера, которые помогут в жизни: уверенность, ответственность, трудолюбие и умение отстаивать собственное мнение. Эти качества надо называть каждый раз, когда ваше чадо их проявляет. К примеру: "Молодец! Ты умеешь отстоять свое мнение". Тогда у ребенка сформируется представление о самом себе, во взрослом возрасте это именуется принципами.

В семье Марины Оксамытной трое детей: старшей дочери 7 лет, младшим – по три года. Семилетней Марии частенько приходится уступать сестрам, и это, по мнению мамы, делает ее неуверенной. Перед началом учебного года Марина прошла тренинг родительского мастерства и теперь помогает Маше укрепить веру в себя, научиться доводить начатое до конца, а еще – уметь защищать свои границы. Когда младшие пытаются отобрать у Марии фломастеры и игрушки, прежде всего Марина интересуется, хочет ли старшая сестра делиться, если нет, просит сестер набраться терпения. Маша сама должна принять решение. Так маму научили вести себя на родительском тренинге.

"Чтобы прожить жизнь счастливо, надо уметь отличать свои желания от навязанных извне", – рассуждает Марина Оксамытная. Сама она считает, что если бы мама не давила, выбрала бы профессию не финансиста, а психолога. "Мне в детстве очень не хватало поддержки и веры в меня со стороны родителей", – признается Марина.

Мирным путем

"Дети становятся все более продвинутыми, и родителям приходится работать над собой, чтобы понять, как можно помочь ребенку добиться успеха в жизни", – объясняет куратор тренинговых программ для детей, подростков и их родителей Дария Шевченко. Семь лет назад, когда она только запускала такую программу, желающих было меньше, а аудитория состояла преимущественно из мам. Сейчас на курсе "Учимся понимать друг друга" половина слушателей – мужчины.

"Многие сами прошли тренинги личностного роста и, получив инструменты для своего развития, хотят помочь своим детям", – комментирует Шевченко. Тренинги, по ее словам, помогают понять не только, как вести себя с собственными детьми, но и вообще – как разговаривать с родственниками, коллегами и партнерами, чтобы общение было комфортным.

"Когда на тренинге мне сказали, что сейчас будут учить нас говорить о чувствах, первое желание было уйти, причем как можно скорее, – рассказывает предприниматель Александр Смолий. – Но тренер пообещала: когда овладеете методикой неоскорбительной коммуникации, сможете по душам общаться с сыном". В итоге Александр наладил отношения не только в семье, но и в бизнесе. "Раньше я трактовал проявления чувств как собственную слабость, сейчас понимаю: недолюбили, – шутит он. – Смотрю телевизор и вижу: через одного недолюбили". Александр называет себя профессиональным родителем и время от времени консультирует друзей. Вместе они организовывают турпоходы и познавательные поездки для детворы.

"Когда дети становятся мощным фактором развития для родителей – это говорит о том, что общество начинает взрослеть, – отмечает доктор психологических наук Елена Лещинская. – Однако пока "новое" отношение к детям проявляет меньшинство взрослых, более образованное и обеспеченное".

Известный российский психолог и автор пособия для родителей "Общаться с ребенком. Как?" и "Продолжаем общаться с ребенком. Так?" (на основании этих двух работ и построено большинство практикумов для взрослых) Юлия Гиппенрейтер считает, что население просто изголодалось по нормальным человеческим отношениям в семьях. "Дети – те же, с теми же потребностями, что и испокон веков. Ошибки родителей – те же, но еще и с наложением последствий авторитарного режима. Бум тренингов связан с идеями и трендами большей свободы в обществе и тем, что за психологический сервис специалисты теперь получают деньги", – говорит Юлия Гиппенрейтер.

Киевский психолог Евгений Мирошниченко мечтает обучить как минимум 10% украинских родителей навыкам, изложенным в книге московской коллеги. По его мнению, это не только достойный бизнес, но и серьезный толчок к социальным преобразованиям.

Анастасия Рингис, Фокус