Свежий роман Иэна Макьюэна претендует на то, чтобы считать его: а) одной из лучших книг писателя; б) одной из лучших британских книг нового столетия; в) одной из лучших книг XXI века
Нынешний обзор имеет сильный английский акцент. В нем сразу три автора с Альбиона, причем два из них – Иэн Макьюэн и Джулиан Барнс – входят в топ-пятерку современной британской литературы. К англичанам примкнул сенсационный американец Джонатан Франзен, чей бестселлер соотечественники писателя именуют "романом тысячелетия", и русский насмешник Дмитрий Горчев, последняя книга которого, увы, стала посмертной.
ТОП-КНИГА
Иэн Макьюэн "Солнечная"
"Эксмо", 2011
Кто: Букеровский лауреат 1998 года (за роман "Амстердам") и его шестикратный финалист, кавалер Ордена Британской империи. Между прочим, убежденный атеист.
Что: На редкость язвительный для Макьюэна и в то же время человечный, трогательный роман. Книга о великолепном жулике от науки, который использует глобальное потепление, экологические проблемы и кризис энергоресурсов с максимальной пользой для себя, любимого.
О чем: Нобелевский лауреат в области физики Майкл Биэрд когда-то действительно был талантливым ученым. Теперь он, пользуясь своим положением и авторитетом, ворует идеи молодых коллег и курирует авантюрные проекты по использованию солнечной энергии, выкачивая деньги из доверчивых инвесторов. А еще этот стареющий приземистый лысый толстяк, который почему-то ужасно нравится женщинам, крутится отчаянным ужом, чтобы избежать шестой в своей жизни женитьбы и первого отцовства. До поры до времени все это ему удается.
Как: Читать Макьюэна – удовольствие для ценителя хорошей литературы. Его язык одновременно яркий и простой, драматургия рассчитана до мелочей, интеллектуальное напряжение уравновешено сюжетной интригой. Знатоки творчества писателя в ожиданиях не обманутся: труп в середине книги им обеспечен. Кроме того, в "Солнечной" есть свои фишки. Она написана в не совсем свойственной Макьюэну фарсовой манере – чего стоят эпизоды арктического путешествия, когда у Биэрда сначала чуть не отмерз член, а потом его едва не сожрал медведь.
Джулиан Барнс "Нечего бояться"
"Эксмо", 201
Кто: Еще один корифей британской литературы, автор двух десятков книг, в том числе "Истории мира в 10 ½ главах" (1989).
Что: Эссе на 380 страниц, посвященное теме, на которую в приличном обществе не принято говорить.
О чем: Да-да, о ней самой, о страшной и неизбежной. Барнс писал эту книгу на пороге 60-летия: возраст, позволяющий рассматривать собственную смерть как нечто не слишком отдаленное и в то же время относиться к ней со спасительной иронией. К разговорам Барнс привлекает своих любимых французских коллег – Монтеня, Флобера, Ренара.
Как: Барнс, как и Макьюэн атеист, хотя и не столь категоричный. Он честно признается, что Бога ему не хватает, но земные концепции высших сил его не устраивают. Показательно, что, убеждая нас не страшиться смерти, сам Барнс боится ее, можно сказать, смертельно.
Питер Бенсон "Две коровы и фургон дури"
"Иностранка", 2011
Кто: 55-летний Бенсон у себя на родине в Англии считается известным писателем, но на русский его книгу перевели впервые.
Что: Несколько простодушная книга, которая выдает себя за криминальный триллер, а на деле оказывается романом воспитания.
О чем: Сельский паренек Эллиот узнает, что его крутой, но бестолковый дружок Спайк обнаружил в соседнем лесу плантацию конопли и решил прибрать ее к рукам. Спайк, конечно, тот еще придурок, но другу нужно помогать.
Как: Эллиот так и делает: другу помогает, о любимой девушке заботится, родителей слушает, в путаных делах с полицией лица не теряет. Действие "Двух коров" происходит почти полвека назад, да и по духу этот роман, вышедший в оригинале в нынешнем году, – типичный продукт 1970-х. Рекомендуется поклонникам милых, добрых, раздумчивых книг с не слишком опасными приключениями и благополучным финалом.
Джонатан Франзен "Поправки"
"Иностранка", 2011
Кто: Автор родом из Иллинойса за четверть с лишним века выпустил всего четыре романа, правда, каждый из них – необъятной толщины.
Что: "Поправки" (2001), третий по счету роман Франзена, стал в Штатах суперхитом. Писатель удостоился приглашения на шоу Опры Уинфри и попал на обложку журнала Time.
О чем: Объемная семейная сага о крушении традиционных американских устоев. О том, как патриархальный уклад Среднего Запада ослабевает под напором финансовой мощи Востока с его соблазнами и либеральными порядками. О том, как дети выбирают пути, которые их правильные родители не видели даже в страшных снах: старший брат подкаблучник, средний – международный авантюрист, а младшая сестра вообще лесбиянка.
Как: Длинно, но энергично и размашисто. Франзен долго запрягает, зато потом разгоняет телегу своего романа до скорости современного локомотива.
Дмитрий Горчев "Деление на ноль"
"Астрель", 2011
Кто: Писатель со своеобразным языком, стилем, отношением к миру и способом его описания. Скоропостижно скончался весной прошлого года в возрасте 46-ти лет.
Что: Рассказы, сказки, пьесы, эссе и зарисовки, собранные в одну книгу уже после смерти писателя. Самое полное издание Горчева на сегодняшний день.
О чем: Черт знает о чем, но так, что невозможно оторваться, а каждую вторую фразу хочется цитировать – конечно, если рядом нет детей, ханжей и членов комиссии по защите общественной морали. Ненормативную лексику Горчев использовал с полной внутренней свободой и редким изяществом.
Как: С обворожительным зощенковским косноязычием, диковатым хармсовским абсурдом и игривой ерофеевской исповедальностью. А в целом – с прекрасной горчевской неповторимостью: дурацкой, скоморошьей, раздолбайской и в то же время ранимой и эфемерной.
Юрий Володарский, Фокус