Разделы
Материалы

Жизнь после стирки. Украинцы чаще выбирают экологически безопасные моющие средства

Вместо привычных стиральных порошков и моющих средств украинцы все чаще выбирают бытовую химию, дружественную природе. Экологи уверены: от сознательного отношения к этому вопросу напрямую зависит качество жизни каждого человека

"Когда химический завод сбрасывает неочищенные стоки в реки, мы называем это экологическим бедствием. А то, что сами каждый день делаем почти то же самое, сливая в канализацию после стирки тонны фосфатных соединений, которые содержатся в обычных стиральных порошках, об этом вообще никто не думает", – возмущается днепропетровский предприниматель Денис Черкасов, открывший несколько лет назад интернет-магазин по продаже экологически безопасных моющих средств.

Сейчас бывший программист торгует экопорошками не только онлайн – у него три магазина в Украине и амбициозные планы по развитию бизнеса. К каждому товару Черкасов прилагает материалы о воздействии на окружающую среду фосфатов и поверхностно-активных веществ (ПАВ), входящих в составы популярных порошков. Ликбез для него – не просто часть маркетинговой стратегии. Одно время он даже ходил по детским поликлиникам и общался с молодыми семьями, рассказывая о негативном воздействии порошков на здоровье ребенка. "Вы еще стираете "Тайдом"? Тогда я иду к вам", – приговаривал предприниматель.

Сам он впервые столкнулся с безопасной бытовой химией, когда в их семье родился сын. Родственники из Германии удивились тому, что Черкасовы не интересуются составами порошков, и стали передавать молодой паре экологически безопасные средства для стирки детского белья. Бывший программист начинал свой бизнес с продажи иностранных порошков, но со временем выяснил, что в Украине есть свои производители бесфосфатной бытовой химии, а спрос на их продукцию постоянно растет. По оценке Черкасова, только в столице уже насчитывается несколько десятков точек, где можно приобрести такие товары. Предприниматель убежден: бесфосфатные порошки в рекламе не нуждаются. Его клиенты – люди с активной жизненной позицией, начав пользоваться экопродукцией, они охотно рекомендуют ее друзьям и родственникам. Добровольный сетевой маркетинг работает, и спрос на бесфосфатные порошки постоянно увеличивается.

Натурпродукт

"В 90% случаев порошок можно заменить мылом, а в 10% – бесфосфатными порошками", – убеждает руководитель Клуба прикладной экологии Андрей Бобровицкий своих слушателей. На встречах клуба можно узнать, как построить экологически безопасный дом, организовать сортировку домашнего мусора и чем заменить бытовую химию. Последняя тема – наиболее востребована.

"Обычное детское мыло, которое не содержит ПАВы, нужно натереть на терке и развести горячей водой. Стиральная машина заправляется вместо порошка полученным гелем. Глиной, содой, горчицей можно мыть посуду и даже чистить зубы", – рассказывает Бобровицкий. Когда три года назад он давал такие советы, слушатели крутили пальцем у виска. Сейчас многие с удовольствием участвуют в мастер-классах по изготовлению порошка из мыла.

В офисе крымской компании "Дакос" гостей прежде всего знакомят с европейским экологическим сертификатом, который предприятие получило в 2003 году на серию бесфосфатных порошков. Разработчик уникальной формулы – бывший сотрудник советского НИИ Александр Качур задумался о создании серии экологической бытовой химии еще в начале 90-х. Тогда об этом в Украине мало кто слышал. Свои первые эксперименты Качур проводил во дворе собственного дома.

Будучи исследователем минералов, он обнаружил, что молекула соды и минерала троны похожи. "Обогащая раствор ионами кислорода и водорода, которые выполняют главную моющую функцию, трона позволяет отстирывать ткани даже в прохладной воде уже на стадии замачивания, уничтожает посторонние запахи, обладает дезинфицирующим свойством", – рассказывает ученый.

Через три года после открытия он выпустил первый порошок, претендующий на экологическую безопасность. Тогда в его составе было 16 компонентов, включая небольшой процент ПАВ. Сейчас в порошках "Дакоса" всего 4 элемента. Качур гордится тем, что почти в каждом украинском городе у него есть партнеры, которые занимаются продвижением бесфосфатных порошков. По предположениям Александра, в Украине уже более 100 тысяч человек пользуются экологически дружественной бытовой химией.

Компания Качура – не единственная в Украине, конкурентные заводы недавно появились в Донецке и Одессе. Но о своих технологиях они не рассказывают – предпочитают не уплотнять и без того небольшой рынок.

Сине-зеленые враги

В том, что украинцы обратили внимание на безопасные моющие средства, по словам Анны Цветковой, координатора направления "Питьевая вода" экологической организации "Мама-86", нет ничего удивительного. В Европе уже свыше 15 лет строго регламентируется содержание фосфатных соединений и поверхностно-активных веществ в бытовой химии. В таких странах, как Германия, Нидерланды и Австрия, вместо фосфатных соединений в порошках используются цеолиты и силикаты. "Созданные на их основе средства причиняют гораздо меньший вред окружающей среде, но стоят дороже, – говорит Цветкова. – Стиральные порошки одной и той же марки на рынках Украины и стран ЕС имеют разные составы".

В последние годы, по словам эколога, украинцев охватил так называемый синдром чистых простыней – стирать стали в пять раз чаще, чем десятилетие назад. И при этом люди гораздо больше внимания обращают на то, чем они стирают. Впрочем, в целом цифры выглядят удручающе: если в середине 90-х годов концентрация фосфатов в сточной воде, которая поступала на очистные сооружения Бортнической станции аэрации, составляла 6–8 мг/л, то сейчас, по данным Киевводоканала, она достигает 20–30 мг/л. Советские очистные сооружения не были рассчитаны на очистку воды с такой концентрацией фосфатов. И это приводит к ухудшению качества стоков, сбрасываемых в Днепр.

Каждый грамм фосфатных соединений из стиральных порошков вызывает рост 5–10 кг сине-зеленых водорослей. Растения, разлагаясь, выделяют в больших количествах метан, аммиак и сероводород, которые уничтожают практически все живые организмы, обитающие в воде. Причем самое неприятное – это то, что такие водоросли очень быстро размножаются и от них достаточно сложно избавиться.

Стремление к чистоте и непонимание экологических последствий может дорого обойтись украинцам. "Сейчас, когда потребление воды населением сократилось и трубы недостаточно заполнены, в них появляется простран­ство, в котором газы, образованные фосфатами, соединяясь с агрессивной средой, разрушают сети", – описывает еще одну проблему советник по информации Киевводоканала Виктория Яковлева. Она сама уже несколько лет пользуется бесфосфатными моющими средствами.

В ведомстве сейчас готовится официальное обращение к компаниям – производителям бытовой химии с просьбой уменьшить и в дальнейшем убрать из состава моющих средств фосфаты и ПАВы. На такие меры Киевводоканал идет из-за отсутствия государственной программы защиты водных ресурсов, хотя согласно постановлению Верховной Рады, принятому еще в июне 2010-го, профильный комитет к концу мая нынешнего года должен был разработать концепцию пошагового отказа от вредных ингредиентов моющих средств.

Не дожидаясь решения правительства, Киевводоканал начал разъяснительную кампанию среди населения. И под таким обращением готовы подписаться многие жители столицы.

Киевлянка Татьяна Бондаренко после того, как посмотрела в интернете видеоролик о том, какой урон наносит природе популярная бытовая химия, решила позвонить в компанию Procter&Gamble, чтобы выяснить, почему в Украине до сих пор продаются порошки с фосфатами. "Мне ответили: компания производит бытовую химию согласно госстандартам Украины. Когда примут закон, тогда и появятся бесфосфатные порошки. Такой вот замкнутый круг", – возмущается девушка.

Анастасия Рингис, Фокус