Насмотревшись как шутят, поют и готовят в эфире, украинцы решили, что телешоу – их неповторимый шанс прославиться и разбогатеть, - вспоминает журнал Фокус в спецпроекте 20+20
Первые украинские телешоу начинали свой путь к зрителям с нуля, конкурируя с российскими программами, имевшими давние советские традиции и преданную аудиторию. Шоуменам приходилось отстаивать желание найти собственный стиль и право на эксперименты в боях со зрительским консерватизмом. Обвинений в жлобстве и переездов с канала на канал не избежала ни одна из трех самых украинских программ – "СВ-шоу", "Шоу довгоносикiв" и "Караоке на Майдане". Причем сохранить шоу в первозданном виде удалось только Игорю Кондратюку.
Кроме отсутствия "провинциальной зажатости", его отличали незамысловатая идея, простые декорации и бьющая через край энергия артистов. Ведущей Верке Сердючке (Андрей Данилко) и ее помощнице – молчаливой красавице Геле (актриса Радмила Щеголева) едва перевалило за 20.
Первое время рейтинги программы были невысоки, а украинские знаменитости с подозрением относились к перспективе засветиться в Веркином вагоне. Между тем мастерство Данилко росло на глазах. "Народный юмор", отличавший его "второе я", обогащался искрометными экспромтами. Хохотали до слез не только гости, но и съемочная группа: приходилось останавливать запись, чтобы телевизионщики могли прийти в себя. Через два года после старта программы звезды становились в очередь, чтобы попить чайку с украинской народной проводницей. Данилко мог уложить в койку Людмилу Гурченко, напиться шампанским с Валентиной Талызиной, одеть Лолиту Милявскую в домашний халат.
Знаменитости, трепетно относящиеся к тому, как они выглядят на экране, позволяли проводнице в сползающих колготах "рубчиком" делать с ними все что угодно.
Экс-продюсер шоу Евгений Дьяченко вспоминал ситуации, связанные с привычкой Данилко опаздывать на съемки: "Люди приезжали в назначенное время, ждали по два-три часа. Некоторые – Светлана Тома, Лариса Гузеева – выходили из себя и уезжали. Клара Новикова просидела в Киеве неделю, ожидая, пока Андрей придет в себя после болезни".
К 2000 году в России и Украине почти не осталось знаменитостей, не блиставших в "СВ-шоу". У Данилко началась активная гастрольная жизнь, времени на телевизионную деятельность не хватало. Рейтинговую программу закрыли встречей с Филиппом Киркоровым. Единственной звездой, не подпавшей под обаяние Верки Сердючки, оказалась Алла Пугачева.
Нос чешется
"От юмористических программ в середине 90-х тошнило, – говорит Владимир Конько, работавший тогда на Одесской киностудии. – Свежую кровь в этот жанр могло впрыснуть что-то из ряда вон выходящее. Таким стало "Шоу довгоносиків".
Абсурд, неполиткорректные шутки, дикий суржик, странные носы и драки шоуменов резиновыми предметами с первой передачи расположили к себе поклонников незаурядного юмора. "Это была середина девяностых, достаточно абсурдистский, хаотический мир, – вспоминает сценарист шоу Георгий Конн. – Людей окунули в совершенно новую жизнь, не объяснив ее законов. Мы просто засунули этот бардак внутрь телевизора".
Программы-совещания, где режиссер подводил итоги проделанной работы и раздавал новые задания подчиненным, чередовались с сериалами – пародиями на популярные телепрограммы и фильмы. "Самая смешная – "Приключения Шерлока Холмса і його другу Доктора Ватсона", – считает Владимир Конько. – Чего стоит сцена с Холмсом, где он стоит с воткнутым в спину ножом от Мориарти и говорит "Спинным мозгом чувствую, разгадка где-то рядом". Были, конечно, и пресные серии, но они погоды не делали".
Сценарист и актер Виктор Андриевский, сыгравший в шоу 14 ролей, уверен, что за жизнью "довгоносикiв" следила вся страна: "Одних шоу радовало и заряжало положительной энергией. А других – раздражало и возмущало". Георгий Конн "под большим секретом" сообщает, что у "Шоу довгоносиків" массовой аудитории никогда не было: "Юмор этот действительно специфичен. Но шоу произвело в телевизионном болоте такой мощный всплеск, что знали о нем все". Попытки расширить зрительскую аудиторию за счет приглашения знаменитостей результатов не дали, "Шоу довгоносиків" закрылось. Более поздние реинкарнации с сокращенным составом актеров – "Мамаду" и "Комедийный квартет" – широкого резонанса не вызвали.
Зато как они поют
Принято считать, что эру талант-шоу на украинском телевидении открыл проект "Танцы со звездами" в 2006 году. В действительности охота за самородками началась раньше. В конце 90-х украинцы впервые увидели "Караоке на Майдане", пережившую всех своих ровесниц.
"В течение нескольких лет страна начинала воскресенье с песен, – говорит историк Валентина Конкина. – Это нравилось старшему поколению, привыкшему завтракать под "Утреннюю почту" с Юрием Николаевым". Караоке заполнило телевизионный вакуум выходного дня. К музыкальным хитам, исполнявшимся участниками программы, добавилось то, что не снилось советским телеведущим: неподдельные эмоции гостей. "Открытый отбор четырех участников из тысяч собравшихся, определение победителей с помощью оваций и пожертвований зрителей создает интригу, без которой хорошего шоу не сделаешь", – уверен Владимир Конько.
Автор нескольких телепроектов, бессменный ведущий и соавтор идеи "Караоке на Майдане" Игорь Кондратюк не раз признавался в любви именно к этому своему детищу: "Мне нравится работать с обычными людьми – непосредственными, искренними, иногда безголосыми. Если бы мне было с ними некомфортно, программа не существовала бы так долго". Без срывов и повторов "Караоке на Майдане" выходила восемь с половиной лет. После первого прокола (повтор передачи в эфире, случившийся не по вине Кондратюка) началось путешествие шоу по телеканалам, менялось время выхода в эфир. К тому времени армия поклонников программы пополнилось молодежью, воспринимающей ее как первую ступеньку к славе. Народной любви к уличной песне добавил запуск Кондратюком проекта "Шанс", который называют первой украинской фабрикой звезд. Победители "Караоке…" получали возможность поработать в "Шансе" с профессионалами и выступить на сцене. Секрет непотопляемости "Караоке на Майдане" шоумен объясняет просто: "Мы попали в тот формат, который нужен нашему зрителю".
Со временем талант-шоу превратились в самый востребованный жанр на украинском ТВ. В отличие от "Караоке на Майдане", практически все они являются или клонами зарубежных проектов, или их адаптированными версиями. "Какой канал ни включи, везде таланты", –
смеется Валентина Конкина. По ее мнению, пассивными зрителями украинцы перестали быть в конце 90-х. Сейчас телевидение воспринимается как шанс выбиться в люди. "Желание стать звездой превратилось в национальную истерию, – считает историк. – На кастинги идут все, кто верит, что участие в проекте позволяет получить дивиденды, например, выгодные знакомства или возможность удачно выйти замуж". Г-жа Конкина уверена, что именно этим мы отличаемся от стран, производящих оригинальные талант-шоу: "На Западе в отборочных турах участвуют в основном состоявшиеся люди, которым реализации таланта не хватает для полного счастья. Жизненные проблемы за счет талант-шоу там не решают уже лет 20".
Как все начиналось
В конце 90-х перед отъездом в Киев на учебу я дала слово одноклассникам, что спою в "Караоке на Майдане". Для меня это шоу как родное: смотрю, сколько его помню.
О трудностях
На запись собиралась огромная толпа, чтобы попасть в первые ряды, надо было занимать очередь в 6 утра. Я старалась петь погромче, но меня не выбирали. Подкараулила Кондратюка после съемки и спросила, есть ли у меня шанс. Он сказал: "Приходьте". В следующий раз попала в четверку отобранных для участия в конкурсе. Проиграла. Мои соперники учились в институте Поплавского и профессионально занимались вокалом.
О радостях
Я попала в телеэфир, родные и знакомые были в восторге. Правда, киевские друзья их чувств не разделяли: столичные жители не любят "Караоке…". Кстати, после участия в конкурсе я стала заниматься вокалом. Пою уже 10 лет.
"Территория А", 1995–2000
Жанр: Музыкальная развлекательная программа
Первый выход: ICTV
Что это было: Хит-парад клипов украинских исполнителей
Ключевая фигура: Анжелика Рудницкая, певица, художник
Главное достижение: Телевизионный старт украинской эстрады эпохи независимости.
Что запомнилось: Первое появление на ТВ Александра Пономарева, Русланы, Ани Лорак, "Океана Эльзы"
"Шоу довгоносикiв", 1996–1999
Жанр: Юмористическое скетч-шоу
Первый выход: Телекомпания "ПРО-ТБ"
Ключевая фигура: Виктор Андриенко, актер, сценарист, человек-оркестр
Что это было: Программы в форме творческих планерок, репортажи из артистического закулисья, пародийные сериалы, общение с представителями украинского шоу-бизнеса
Главное достижение: Было смешно
Что запомнилось: Фраза "финал апофэез нашого грандийозного хфиаско", уникальный реквизит, найденный на помойках и домашних кухнях артистов
"СВ-шоу", 1997–2000
Жанр: Развлекательное ток-шоу
Первый выход: "1+1"
Ключевая фигура :Андрей Данилко в образе Верки Сердючки
Что это было: Разговор ведущего с приглашенной звездой на сцене, декорированной под спальный вагон
Главное достижение: Превращение рядового ток-шоу в талант-шоу для знаменитостей
Что запомнилось: Эволюция невоспитанной проводницы в невоспитанную поп-звезду
Лариса Даниленко, Фокус