Наша страна обшивает пол-Европы, но сами украинцы относятся к одежде отечественного производства с подозрением. Лидеры индустрии пытаются ломать стереотипы
Украинские фабрики шьют для Marks&Spencer, Zara, Benetton, s.Oliver. Количество произведенных в стране брюк и платьев исчисляется миллионами. При этом многие украинцы не в курсе, что наш легпром еще жив. Недавно Комитет Верховной Рады по вопросам промышленной и регуляторной политики решил напомнить об этом, создав постоянную рабочую группу по защите интересов отрасли. Зная, что из 100 благородных инициатив власти реализуется только 99, Фокус выяснил у экспертов, что нужно сделать для процветания отечественной легкой промышленности. А украинские производители одежды, байеры и дизайнеры показали нам вещи, которыми, на их взгляд, может гордиться страна.
Александр Соколовский
Cоучредитель Ukrainian Fashion Week, основатель группы копаний "Текстиль-Контакт"
Вещь: куртка-пиджак от Alexandr Gapchuk. Помогает совмещать официальный и повседневный стили
Цена: в массовом пошиве стоила бы около 600 грн.
Отменить НДС на поставки импортного производственного оборудования. Чтобы под видом оборудования не ввозили контрабандой бытовую технику, предусмотреть систему, по которой налог не платится в том случае, если оборудование введено в эксплуатацию в положенные сроки.
Хотя бы частично финансировать участие отечественных марок в международных и украинских выставках и неделях моды. Такая практика действует, к примеру, в Турции. Эта программа государства поспособствовала бы продвижению украинских товаров.
Валерий Родин
Основатель крупнейшей сети магазинов мужской одежды "Видиван"
Вещь: шерстяной костюм. Этот товар помогает держаться на плаву украинским маркам недорогой одежды Транспортировать такие вещи из Китая проблематично. Чтобы вернуть им внешний вид, требуются дополнительные затраты
Цена: 1000 грн.
Привлечь в Украину китайские компании, которые создадут у нас предприятия по производству оборудования для легпрома. Китай благодаря этому получит географически выгодно расположенную площадку для работы, а Украина – технику.
Ввести квоту для торговых центров на магазины отечественных марок. Иначе не раскрученные фирмы выйти на этот рынок не в состоянии. Одним отечественным маркам просто отказывают как "неформату", другим – предлагают платить непосильные $100–150 за кв. м. В то же время крупные мировые бренды нередко платят в качестве аренды процент от продаж.
Андре Тан
Дизайнер, выпускающий одежду под двумя брендами
Вещь: кофта-пальто из второй линии. Соответствует сразу нескольким трендам: песочный цвет, крупная вязка, пояс
Цена: 1399 грн.
Ввозить ткани и фурнитуру без таможенных пошлин. Это очень повлияет на себестоимость изделия. Потому что практические всеукраинские дизайнеры закупают материалы за границей.
Елена Даць
Дизайнер, активно сотрудничает с магазинами Западной Европы
Вещь: шелковое платье, которое пользуется наибольшим спросом у клиентов бренда. Привлекает женственный дизайн и жизнерадостный цвет
Цена: в массовом производстве стоило бы около 900 грн.
Стать более открытыми и нацеленными на международные отношения. Недавняя ситуация продемонстрировала, что пока это только цель. Дизайнер Хасана Мердаша из ОАЭ так и не смог показать свою коллекцию в рамках Odessa Fashion Day. Его вечерние платья задержали на украинской таможне.
Татьяна Кремень
Владелец и байер концепт-стора одежды украинских дизайнеров "Пюре"
Вещь: шерстяное пальто марки Laektaer. Посвящено братьям Монгольфье, которые в 1783 году запустили первый воздушный шар. В комплекте с каждым пальто – мешочек с песком. Цена: 1783 грн.
Дизайнерам – налаживать контакты с магазинами, каждый из которых реализовывал бы пусть небольшое, но постоянное количество вещей. В итоге общий объем продаж позволил бы дизайнеру отойти от индпошива и заинтересовать фабрики.
Магазинам – не бояться украинских дизайнеров. Если помочь им обеспечить дешевое производство, то даже в сегодняшних условиях можно работать с некоторой выгодой и для себя, и для дизайнера. Что демонстрирует пример "Пюре".
Татьяна Карамболь
Дизайнер, задумывается о запуске массовой линии
Вещь: платье из тонкой шерсти с воланами из шелка. Не имеет сезонности: за счет натуральных материалов можно носить и зимой – например, с гольфом, и летом
Цена: в массовом пошиве стоило бы около 1000 грн.
Объединить креативные дизайнерские решения, хорошие ткани и качественное исполнение работы. Это поможет выделить марку. Ориентировать бренд на людей 25–35 лет. Они являются наиболее активными потребителями. Даже при массовом производстве стараться не забывать об индивидуальном подходе – хотя бы на уровне сервиса продаж.
Игорь Чумак
Создатель украинской торговой марки и магазинов Tago
Вещь: трикотажный костюм, выполненный в трендовом бежевом цвете. По словам дизайнеров, адаптирован под фигуру украинских женщин
Цена: жакет – 850 грн., брюки – 690 грн.
Не скрывать "национальность" одежды. Чумак не размахивает желто-голубым флагом и не кричит на каждом углу о том, что одежда его марки made in Ukraine. Но и не таит место производство под фиктивными легендами. По его наблюдениям, для покупателей важнее качество и цена, а не надпись на бирке.
Вести правильный маркетинг. Этот бренд, один из немногих украинских, представлен в крупных торговых центрах. Создатели марки изначально отказались от открытия магазинов на рынках, потому что имидж для моды – все.
Свое – чужое
Два мнения: почему стоит покупать украинское и зачем обходить его стороной
ЗА
Валентина Сорока, филолог
1. Приемлемая цена. Вещи made in Ukraine нередко стоят, как товары безымянных иностранных марок. Чаще всего это касается пальто, брюк, трикотажа.
2. Лучшее качество. Украинскую обувь можно отличить по коже, из которой она сшита: плотная, не прессованная. Наши вещи носятся так же долго, как когда-то советская одежда и обувь. При этом имеют современный дизайн.
3. Дизайн соответствует трендам, но не копирует идеи топ-марок. Меньше шансов встретить человека в той же одежде. Кроме того, создатели украинских марок все чаще задумываются, как донести свои идеи до большего числа потребителей.
ПРОТИВ
Сергей Ильин, фотограф
1. На украинских прилавках практически нет нашей одежды.
2. Отдельные украинские производители чересчур экономят на качестве и количестве ткани. Из-за этого велик процент вещей из синтетики. А в отечественных деловых костюмах иногда отсутствуют шлицы, позволяющие не чувствовать себя в одежде скованно.
3. Некоторые вещи продолжают создаваться по стандартам Союза. Отсюда, например, устаревшие, неудобные колодки у некоторых марок отечественной обуви.
Анна Устенко, Фокус