В Японии цифровые поп-идолы вытесняют из хит-парадов живых исполнителей. Компьютерные программы собирают концертные залы и готовятся стать новым лицом музыкальной индустрии
Когда группе американских подростков в программе KIDS REACT впервые показали запись живого концерта одного из вокалоидов – компьютерной программы, имитирующей человеческий голос и облик, многие возмутились: "Что же это делается?! Роботы скоро захватят мир!". "Это просто гениально, – утверждали другие. – Круто, что у людей хватает на это фантазии". Третьи пытались оценить выгоду такого исполнителя для продюсера: "Тут дело в деньгах. Ведь можно оставлять все себе и не делиться с певцом или певицей. К тому же такие поп-артисты вряд ли когда-нибудь напьются и начнут буянить". Но как только подростков попросили представить себе, что их любимый исполнитель – на самом деле лишь компьютерная программа, многие признались: они были бы разочарованы, нельзя быть фанатом того, чего на самом деле не существует.
В отличие от американских подростков и молодежи, японские фанаты не видят ничего плохого в том, что новые технологии меняют современную музыкальную индустрию. Хиты в исполнении вокалоидов Мегпойд и Акикоройд на прошлой неделе впервые оказались в десятке музыкальных хит-парадов Японии. А самая популярная исполнительница – вокалоид Мику Хацунэ с англоязычной песней The World is Mine в начале ноября собрала на YouTube более 11 млн. просмотров.
Поп-звезды в формате 3D – порождение компьютерной программы Vocaloid от корпорации Yamaha, которая способна синтезировать звук из "библиотеки вокалов", собранной из записей реальных исполнителей. С помощью простых команд любой желающий может создать свою уникальную композицию, выбрав текст, ритм, ноты, тембр голоса певца или певицы и разбавив это различными эффектами.
Сегодня на основе программы Vocaloid свои пакеты создают несколько японских компаний. Но самыми успешными и узнаваемыми стали вокалоиды от Crypton Future Media. Именно эта фирма разработала образ Мику Хацунэ, которая уже давала живые концерты в Японии, Сингапуре и США. В Лос-Анджелесе на шоу "Микунополис" впервые компанию ей составила Лука Мегуринэ, единственная, кто владеет, помимо японского, и английским языком. В Crypton посчитали, что Лука станет идеальным продуктом для англоязычных пользователей и, судя по аншлагу на шоу в США, не прогадали.
На состоявшейся недавно в Токио выставке Digital Content Expo зрителям показали еще одну, усовершенствованную, версию вокалоидов. Певицы Мегпойд и Акикоройд выступали на сцене с живой подтанцовкой. Это шоу создатели назвали настоящим интерактивным концертом, так как зрители в зале сами принимали участие в создании на сцене 3D-спецэффектов: они размахивали специальными "волшебными" палочками, движение которых улавливали установленные в зале датчики. Эти взмахи создавали над залом объемные звезды и вспышки.
"Подобные концерты раньше только выглядели как 3D, но на самом деле там использовали технологию 2D, – пояснил Масару Ишикава, сотрудник Токийского университета, помогавший разрабатывать интерактивную систему для концерта. – У нас впервые исполнитель действительно предстает в 3D-формате и может взаимодействовать, петь и танцевать с живыми участниками шоу".
Как по нотам
Фокус пообщался с фанатами вокалоидов и выяснил, каким они видят будущее поп-музыки
Юрино Миядзато:
– Почему я так преданно люблю вокалоидов? Ну, в первую очередь из-за широкого голосового диапазона, свойственного только им. К тому же благодаря этой компьютерной программе существует бесконечное количество способов спеть одну и ту же песню.
Такума Миянага:
– Мне нравится Мику Хацунэ, но я понимаю, что она не настоящая певица. Недавно я смотрел выступление одной японской группы. Ее участники устроили на сцене соревнование – каждый пел партию другого исполнителя. И одна девушка ошиблась и расплакалась из-за этого. Честно говоря, я испытал при этом какие-то эмоции. Да, важно петь песню без ошибок, но совершенное исполнение – еще не все. Настоящие эмоции тоже очень важны.
Кристал Кетчем:
– Мне кажется, что цифровые исполнители станут не менее популярными, чем настоящие поп-звезды. Может, мы еще увидим, как новые группы вскоре будут такими, как вокалоиды.
Тадаши Цусима:
– Не знаю, можно ли здесь использовать термин "экосистема", но представьте себе: каждый фанат вокалоида может принять участие в его создании – 3D-модели, танцевальные движения и так далее. Это же здорово.
Кадзухиро Оги:
– Вокалоиды так популярны, потому что видео с их выступлениями можно загрузить на видеохостинге вроде NikoNikoVideo и других похожих платформах. К тому же в создании песен вокалоидов принимали участие многие известные люди (записи со своими голосами для библиотек предоставили профессиональные японские и британские исполнители. –
Фокус). Да и как не стать поп-идолом, когда их изображения развешаны повсюду, все загружают видео с участием вокалоидов, где люди поют их песни и танцуют под их музыку. фокус
Яна Седова, Андрей Загородний, Фокус