Табу, по которому выпивший водитель не садится за руль, в Украине все чаще нарушается. На дорогах страны идет гражданское смертоубийство по пьяни
Через четыре дня после харьковской трагедии, когда по вине пьяного водителя погибли шестеро, характерное ЧП случилось в Киеве. "Москвич" вылетел на остановку и бампером прижал к столбу девятилетнего ребенка. К счастью, мальчик остался жив – бордюр тротуара погасил скорость автомобиля. И в этот раз шофер был пьян. Причем находился буквально в скотском состоянии: выйдя из машины, он на глазах ошарашенных наблюдателей неторопливо справил малую нужду прямо на тротуар.
Мир перевернулся. На украинских дорогах столько же жертв, сколько их бывает в вооруженных конфликтах.Число аварий растет, все чаще ГАИ ловит пьяных водителей
Особенности отдыха
Майские праздники, слившиеся в этом году с Пасхой, выдались ударными. Народ в едином порыве гулял неделю. Итог – за это время в Украине произошло 5779 различных дорожно-транспортных происшествий. В 1026 из них пострадали люди. Погибли 158 человек. А сотрудники ГАИ выявили пьяных за рулем на 54% больше, чем в первую неделю мая прошлого года.
Впрочем, если сравнивать количество погибших в ДТП, то нынешние майские праздники оказались менее кровавыми, чем прошлогодние, – тогда на дорогах погибло 199 человек, то есть на 20% больше, чем сейчас.
– По вине пьяных водителей в эти праздники произошло 51 ДТП, а в прошлые – 94, – рассказывает Фокусу Олег Серый, начальник управления организации работы дорожно-патрульной службы Департамента ГАИ МВД Украины.
Порог порокаИтак, пьяных водителей зарегистрировано больше, аварий по их вине и погибших – меньше. Но о проблеме вождения в нетрезвом виде говорят во всех СМИ уже который день: как считает руководящая пресс-службой ГАИ Нина Хмелевская – из-за того, что именно на майские праздники произошли громкие ДТП с тяжелыми последствиями.
Дважды, в Ровенской и Донецкой областях, на железнодорожных переездах легковушки сталкивались с поездами: 8 погибших. Под Киевом авто, которым управляла женщина, практически не имевшая водительского опыта, столкнулось с микроавтобусом: трое погибших, 15 раненых. Но самый жуткий случай произошел в Харькове – пьяный замдиректора одной фирмы своим Mitsubishi L200 буквально растерзал шестерых человек, среди которых была и пятилетняя девочка.
– Подобные случаи сразу становятся достоянием общественности, – говорит Нина Хмелевская. – А вот недавно во Львове насмерть сбили сотрудника ГАИ. Мы обратились на телевидение: расскажите об этом случае. Отвечают: "Нам это неинтересно".
То, что водители все чаще позволяют себе садиться за руль нетрезвыми, в ГАИ не отрицают. За праздничную майскую неделю по всей стране автоинспекция выявила 11596 пьяных водителей, а в прошлом году их количество за соответствующий период составило 7528 человек.
– Все дело в нашей культуре, – уверена г-жа Хмелевская. – Когда дают возможность гулять по десять дней, то чем занимаются люди? Не все ходят в театры и музеи. Многие собирают кумовьев, друзей и пьют горилку. А потом приспичит в таком состоянии куда-то ехать гулять дальше, и они садятся за руль.
Штрафы не спасут
По словам Олега Серого, на праздники больше ДТП со смертельным исходом, как правило, случается не в крупных городах, а в небольших. И – в дачных поселках.
– Недавно был случай: в "Москвич" набилось 17 человек! Итог – семь трупов, – говорит начальник управления организации работы ДПС. По его мнению, ситуацию может исправить увеличение штрафов за вождение в нетрезвом виде. Сейчас за такое нарушение предполагается увеличить сумму штрафа с 255–366 грн. до 1800–2300 грн.
45-летний Владимир Бобко, водитель-дальнобойщик с 20-летним стажем, также считает, что пьяных за рулем становится все больше:
– Это молодежь на иномарках, крутьки растопырочные, которые за деньги могут купить и права, и милицию. У них напрочь отсутствует и культура вождения, и просто культура.
Профессиональный водитель полагает, что помогут тут не штрафы, а более жесткие меры.
– Ведь у них деньги есть, заплатят любую сумму или на месте откупятся. Если попался пьяным, надо лишать прав пожизненно. Нет, загнул. Пожизненно – это круто, но лишать на какое-то время надо. Или давать год исправительных работ.
В том, что повышение штрафов – не панацея, уверен и 25-летний таксист Павел Федирко. За рулем пьет тот, у кого водятся деньги, считает он.
– Вообще, – продолжает этот водитель с 7-летним стажем, – можно ездить и выпившим, но осторожно. Лично я иногда так езжу, если расстояние от бара до дома небольшое.
Увеличение количества выявленных пьяных водителей с одновременным снижением летальных исходов при ДТП может свидетельствовать о двух вещах. С одной стороны, гаишники стали работать лучше и теперь показывают реальные результаты. С другой – люди, находясь в состоянии алкогольного опьянения, стараются ездить более осторожно.
– То, что человек пьян, еще не является причиной ДТП, – считает Олег Серый. – Причина – нарушение правил дорожного движения. Просто состояние алкогольного опьянения является фактором, который провоцирует нарушение.
Кстати, умудренные жизненным опытом люди в возрасте от сорока и старше стараются сами в пьяном виде за руль не садиться.
– Они выходят из кабака и просят таксиста отвезти их домой на собственной же машине. На нашем сленге такие таксисты зовутся драйверами, – говорит Павел Федирко. – Услуга стоит 100 гривен плюс деньги на такси, чтобы драйвер вернулся обратно. Мне самому приходится этим частенько заниматься.
И гаишники, и водители-профессионалы считают, что среднестатистический портрет негодяя, из-за пьянства которого на дорогах гибнут люди, таков: мужчина в возрасте от 25 до 35 лет, имеет деньги, но водит плохо: права, скорее всего, купил. А в роли машин-убийц чаще выступают внедорожники: при прочих равных условиях они способны натворить больше бед, чем малолитражки.
70-процентный барьер
В Департаменте ГАИ затрудняются ответить, сколько человек погибло на майские праздники в ДТП именно по вине пьяных водителей. Но примерное количество таких трагедий представить все-таки можно.
В Киевской области находится Кагарлыкская мужская колония № 115. Это зона так называемого минимального уровня безопасности с облегченными условиями содержания. Тут отбывают наказание те, кто совершил убийство по неосторожности.
– В среднем в исправительном учреждении содержится 180 человек, 90% из них – виновники дорожно-транспортных происшествий, – рассказывает Андрей Руденко, 14 лет проработавший в колонии № 115 и закончивший службу в должности заместителя начальника по режиму. – 70% виновников ДТП совершили это преступление в состоянии алкогольного опьянения.
Так что, если соотнести данные колонии № 115 с общей ситуацией в стране, можно предположить, что по вине водителей, потерявших бдительность из-за выпивки, во время майских праздников в Украине погибло около 110 человек.