В результате засухи Одесчина может лишиться до трети урожая озимой пшеницы и ячменя, а потери рапса и других масличных культур составят до 80% Чиновники и эксперты успокаивают: ни хлебного дефицита, ни скачка цен пока не предвидится
Об этом пишет газета Сегодня.
"Дождей в Одесской области не было уже три месяца. Последний раз такая аномальная погода наблюдалась 50 лет назад", - констатирует замначальника нашего Гидрометеоцентра Игорь Наконечный.
"Мы ждали дождя до последнего, поэтому очень поздно начали страду, — сокрушается балтский фермер Евгений Кифоренко. — Обычно зерновые засевают во второй половине сентября, в этом же году работы стартовали на 3 недели позже. Но дожди так и не пошли, и сейчас влаги в верхнем слое почвы почти нет. Пшеница просто не прорастает. Скажем, в моем хозяйстве на гектар засеяли 5,5 млн семян, ростки дали 3,5 млн, причем 40% — слабые и прореженные. А 2 млн можно списывать вообще. Слава богу, хоть с рапсом таких проблем, как другие, наше хозяйство не испытывает. А все потому, что сеять мы начали не 15 августа, а 1-го. Попали под два последних дождя".
В облуправлении АПК утверждают, что принимают меры по недопущению кризиса. В частности, просчитывают возможность т. н. весеннего "подсева" — когда на свободные участки полей с озимыми дополнительно высаживают яровую пшеницу или ячмень. Правда, как говорят селяне, урожай с таких полей может пойти разве что на корм скоту. Хлеб из него делать нельзя.
Между тем чиновники и эксперты успокаивают: ни хлебного дефицита, ни скачка цен пока не предвидится. "Мы накопили достаточный зерновой резерв", — заверил нас губернатор Эдуард Матвийчук.
"Недостатка хлеба не будет: даже после отмены вывозных пошлин на зерно в силу падения цен на мировых рынках оно у нас остается чуть ли не самым дорогим в мире. Как результат — рекордный урожай-2011 лежит мертвым грузом на элеваторах, и крестьяне не знают, что с ним делать, трейдеры не покупают", — говорит одесский экономист Олег Ильин. По его словам, неурожай озимых — это головная боль исключительно сельхозпроизводителей, которые уже сейчас терпят колоссальные убытки.
Чтобы рассчитаться с взятыми под последнюю посевную кредитами и дожить до следующей страды, людям придется сильно затянуть пояса. "Вряд ли, конечно, мы получим массовое разорение, но многие фермеры однозначно откажутся от развития своих хозяйств", — утверждает Ильин.