Разделы
Материалы

Праздник приближается: Как встретить Рождество в Украине

В рамках спецпроекта Красивая страна "50 причин встретить Рождество в Европе" журнал Фокус предлагает узнать, как встречают рождество в Украине

Попасть в Западную Европу на Рождество удастся далеко не каждому украинцу. И не только из-за дорогих перелетов и козней "шенгенских" посольств. Ведь в декабре, когда Европа вспыхивает гирляндами, шумит ярмарками и хмелеет от горячего глинтвейна, украинцы еще трудятся в офисах – надо ведь "закрыть" уходящий год. Но не стоит отчаиваться: в первой половине января в Украине скучать не придется. Выбор огромен: от спокойного фестиваля рождественских колядок во Львове до взрывной и безумной Маланки в Красноильске.

По всей Европе елки вспыхивают "сигнальными ракетами" в конце ноября: мол, до Рождества и Нового года – всего месяц, объявляем низкий старт, начинайте готовиться! На наших площадях в это время еще темно и совсем не празднично – все оживится лишь накануне католического Рождества.

Пистынь: в гости к Николаю
В костелах появляются шопки (они же вертепы): фигурки Марии, Иисуса в яслях, Иосифа, окруженные животными и волхвами. В самых крутых вертепах вращаются жернова ветряных мельниц, журчит в речках вода, качается колыбель. Малышам очень нравится, у взрослых создает праздничное настроение. Даже если вы принадлежите к иной конфессии, загляните в ближайший к вам костел – просто за атмосферой чуда.

19 декабря, в День Святого Николая, логично отправиться к виновнику торжества. Он "живет" на Прикарпатье, в селе Пистынь Косовского района. В расположенной здесь усадьбе Святого Николая малышне раздолье: горки, конкурсы, праздничная атмосфера. Кстати, приезжать туда можно круглый год.

Раньше обряд происходил в капище на скалах каньона реки Смотрич, но капище разгромили представители гораздо более популярной конфессии. В последнее время действо переместилось во дворик отдела археологии (так называемый армянский торговый дом). На полностью огороженном от всего мира клочке земли собраны настоящие славянские идолы языческих времен со всего Подолья.

К гостям обряда родноверы относятся хорошо, угощают караваем, в свою веру насильно не обращают. А с 30 декабря по 4 января язычники и вовсе проводят Международный фестиваль семейного уклада "Родына".

2011 год в Горбовой встречали на танках – самодельных, конечно, но все-таки стреляющих. В этом году все повторится, но с новыми костюмами. Кто заинтересовался – явка в 10.00 к сельскому клубу. Пароль… Пусть будет La multi ani! Это означает "С новым годом!" по-румынски – Герцаевский район почти сплошь румыноязычный.

Но знайте: без мзды диковинным соломенным медведям (в Тернавке) или дембелям в разукрашенных ромашками и бусами фуражках (в Горбовой) вашей машине не проехать и километра. А через километр – новая облава медведей... Лучшая ватага ряженых получает призы. Зачем на военных столько бус, спросите вы? Горбовчане удивляются: как зачем, чтобы девушкам нравиться!

В Тернавке еще часа в 4 дня 31 декабря ребятня в костюмах оббегает все соседские дома с поздравлениями. Это только цветочки: "жара" начнется за пару часов до Нового года, когда выдвинется тяжелая артиллерия в виде ряженых. Колядуют всю ночь и весь следующий день. 2 января, уже немного выспавшись, тернавские колядовальники собираются на сельском стадионе, чтобы продемонстрировать свои костюмы и танцы.

Криворивня: Рождество по-гуцульски
За настоящей гуцульской колядой стоит отправиться в Верховинский район Ивано-Франковщины. Конечно, в той или иной мере обычай жив практически во всех гуцульских селах. Но самые масштабные коляды проходят 7 января на берегах Черного Черемоша – в самой Верховине и соседнем селе Криворивня.

Около полудня к церкви в Криворивне подтягиваются мужчины и юноши в гуцульских кептарях, вышиванках, постолах и украшенных павлиньими перьями шляпах. Кто-то с рожком (иногда смастеренным из куска алюминиевой трубы – увы, глобализация), кто-то со скрипкой, кто-то с колокольчиком. Многие – с гуцульскими топориками-бартками, несколько участников – обязательно с длиннющими трембитами.

Когда оканчивается служба, из храма выходят не менее нарядные гуцулки с детьми. Появляется священник – его праздничное облачение украшено гуцульской вышивкой. Колядовальники причащаются, а батюшка тихонечко подсчитывает, сколько же их собралось в этот раз. В 2010 году, скажем, в Криворивне набралось 97 колядовальщиков.

Гуцулы выстраиваются в полукруг у креста около храма – и берегитесь, уши! Трембиты, скрипки, трубы и рога одновременно сообщают Карпатам, что пришло Рождество. После этого главный колядовальщик и по совместительству председатель сельсовета Иван Зеленчук звонит в колокольчик: коляда началась.

Мужчины делятся на восемь групп по 10–15 человек, впереди каждой – руководитель, которого называют "береза". Именно "береза" первый затягивает колядку, а все остальные подхватывают. Обходят храм семь раз, распевая колядки (а это непростое дело – некоторые песни столь длинны, что поются до получаса). После этого каждая группа с пением отправляется в свой угол села.

Ходить от хаты к хате они будут аж до Крещения (19 января). Дворов в селе более 800, и пропускать ни один нельзя – даже тот, где люди уже не живут. Хозяева, на чей двор коляда зашла 7 января, очень этим гордятся: чем раньше навестили, тем престижнее.

В Криворивне, знаменитой как место съемки фильма "Тени забытых предков", есть несколько музеев. Тут отдыхали Леся Украинка, Ольга Кобылянская, Иван Франко, Михаил Грушевский. В общем, хорошее место, энергетическое. А в Верховине с прошлого года проходит фестиваль гуцульских колядок – тоже интересно.

Бояны: солдаты и всадники
Ярко и весело проходит Рождество и в Боянах, большом селе Новоселицкого района в 10 километрах от Черновцов. В Новоселицком районе много этнических молдаван – прекрасный повод увидеть, как празднует Рождество этот народ. Около полудня у примарии (по-нашему – сельсовета) собирается многотысячная толпа.

Каждый угол Боян готовит свое представление. В состав "творческого коллектива", как правило, входят несколько солдат, несколько "всадников" (их "кони" немного напоминают детские игрушки), главарь-комендант и главный персонаж – Маланка, переодетый в женский народный костюм симпатичный парень обязательно с букетом цветов в руках.

За ватагой идет оркестр, всю дорогу парни танцуют и поют колядки. В представлении участвуют только мальчики и мужчины. Максимум, позволенный женской половине села, – подпевать и держать рождественские звезды. Так как село расположено на трассе Черновцы – Житомир, на дороге в этот день бывают заторы: празднующие так входят в роль, что пляшут прямо на проезжей части.

Львов: парад фестивалей
Если же отдаленным селам вы предпочитаете традиционный Львов, рождественские мероприятия тоже не обойдут вас стороной. С конца декабря в сквере перед оперным театром и на площади Рынок зажгут огни рождественские городки: гостей ждут авторские новогодние игрушки, глинтвейн, сувениры и горячая еда. Около ратуши – большущий вертеп, все почти как в Европе!

Фестивали здесь проходят, кажется, всегда. Не успеет отгреметь фестиваль "Львов – столица ремесел" (до 20 декабря), как на очереди новое мероприятие – рождественский фестиваль "Большая коляда". Он пройдет с 7 по 31 января 2012 года в храме Пресвятой Евхаристии. Более 70 инструментальных, хоровых и духовых коллективов, 2000 участников, огромное количество концертов рождественской музыки – в общем, достойное событие для спокойных эстетов.

Днем раньше, 6 января, в центре города начнется фестиваль "Рождество во Львове". 7 января в Музее народной архитектуры в Шевченковском Гаю стартует "Вспышка Рождественской звезды", а 8 января этот фестиваль оккупирует центр города – площадь Рынок и проспект Свободы. Ну а 8-9 января во внутреннем дворике ратуши состоится праздник пампуха (сладкий пончик-пампух – украинский кулинарный символ Рождества).

В дни после Рождества, как правило, 8-9 января во Львове проходит и фестиваль вертепов на площади перед Оперным театром. Посмотреть шествие колонны с вертепами и рождественскими звездами, а заодно послушать выступления народных коллективов можно абсолютно бесплатно. Никто не будет против, если вам захочется примкнуть к фестивальному шествию.
Альтернатива львовским вертепам – всеукраинский фестиваль вертепов "Карпатия", который проходит в январе на карпатском курорте Яремча. Ну а рождественский городок будет работать также на Центральной площади Черновцов. Елка-красавица из путильских лесов, Дед Мороз со Снегурочкой, глинтвейн – чуть дешевле, чем во Львове, но не менее атмосферно.

Вашковцы: безумная Маланка
13-14 января у любителей народных обрядов глаза разбегутся от выбора: в эти дни Буковина и соседние с ней регионы вспыхивают Маланками. На всякий случай напомним: День преподобной великомученицы Мелании празднуют 13-го, а День Святого Василия – 14 января. Отсюда и два традиционных персонажа народных карнавалов: "дед" (Василий) и "баба" (Маланка).
Самая распиаренная, политизированная и карнавальная Маланка – в поселке Вашковцы (Выжницкий район). Народные элементы тут скорее вымирающий вид. А вот дикого вида врачи, одалиски, пионеры или мушкетеры – это как раз очень по-вашковецки.

Тут весело, особенно зрителям, которые в 16.00 собираются на берегу местной речки в шубах и шапках, чтоб посмотреть купание ряженых в ледяной воде. Не искупаться нельзя: по поверью, тогда хвост вырастет! А если даже и не вырастет, так батюшка в церковь потом не пустит.
После того как год назад широко извест­ные Вашковцы проиграли аутентичному Красноильску на фестивале Маланок (об этом фестивале – чуть позже), стоит ожидать от Маланки-2012 возвращения к корням. Значит, полуголых путан и безумных хирургов с бензопилами, возможно, будет меньше.

Красноильск: драка медведей
Самая массовая, аутентичная и одновременно необычная Маланка – на румынской границе, в селе Красноильск (Сторожинецкий район). Кажется, все до единого мужчины немаленького поселка ходят по улицам: кто в образе крылатого соломенного медведя, кто в костюме "деда", а еще кому-то достались роли цыганки, короля, королевы, бабы.

По улицам ездит повозка с настоящими волами, весь Красноильск хором поет песню о медведе – настоящий гимн праздника. По удару цыганской булавы оземь "медведи" – кто в шкурах, кто в соломе – начинают драться друг с другом. Выглядит очень впечатляюще, очень древне и очень маскулинно (по традиции, женщин к маланкованию не допускают).

Братья-близнецы красноильских соломенных медведей где-то в это же время ходят по улицам английских и немецких городов: диковинный обычай достался Красноильску на память от большой немецкой общины колонистов, которые жили тут до 1940 года. Румынско-немецкое оливье из обрядов получилось не просто вкусным, а очень вкусным.

Все группы сходятся к обеду 14 января на площадь перед поселковым советом – и стараются как могут. Тут вам и крылатые медведи с кута Тражаны, и медведи-снопы из Путны, и медведи-сердечки из Слатины. Лучшая из Маланок получает символический, но приятный приз – мешок сахара.

Слабонервных предупреждаем: красноильская Маланка – не шоу, организованное специально для туристов, а обычай, который блюдут уже много лет. Потому стороннему зрителю не все может показаться понятным, а некоторых заденет тот факт, что приезжие – слегка чужие на этом празднике жизни. Но обижаться не стоит: просто смотрите и получайте удоволь­ствие. Ведь таких масштабных древних обрядов в Украине вы больше нигде не встретите.

Черновцы: фестиваль Маланок
Хочется чего-то менее маскулинного? В селе Волока Глыбоцкого района 14 января маланкари ходят в удивительной красоты народных румынских костюмах. Медведи и прочие политики тут как-то не прижились. Волока давно славится своими свадебными платьями: в селе есть несколько магазинов с тканями и фурнитурой, а местные наряды везут почти во все страны Европы.

Построить особняк выше и больше соседского тут – национальный вид спорта. Так же и с народными костюмами: престижно иметь богатый, сплошь расшитый бисером наряд. А уж от костюмов местных Деда Мороза и Снегурочки дамы просто в восторге: каменья Сваровски, меха, перья, вышивка – ну очень пышно и очень дорого, Армани бы плакал.

Интернациональная украинско-молдавская Маланка ходит и по селу Котелево Новоселицкого района. Кони тут – уже не детские игрушки, а зверье в натуральную величину из ткани и новогоднего дождика. Причем "всадники", одетые в такие громоздкие лошадиные конструкции, выплясывают очень даже рьяно.

Празднуют также села Драчинцы Кицманского района и Чудей Сторожинецкого. Как правило, по селу ездит машина-платформа, а на ее импровизированной сцене скачут, пляшут и веселятся парни в далеко не народных костюмах. Банда рэкетиров или "Деревня дураков" из телешоу "Каламбур" в полном составе – ну, вы себе это представляете.

Если же нет возможности ездить по всей сельской Буковине, можно убить сразу двух зайцев в Черновцах. 15 января тут пройдет Фестиваль маланок на Соборной площади – и Вашковцы, и Красноильск на нем будут обязательно. А в ближайшие выходные после этого – традиционное действо "От Рождества до Йордана" в Музее народной архитектуры и быта. Яркие костюмы, веселая музыка и ароматные закуски особенно хороши среди старинных ветряных мельниц и сельских хат.

Горошева: черными нитками
Маланку празднуют не только на Буковине. Совсем другой, но тоже масштабной будет традиционная Маланка в Горошевой, приднестровском селе Борщевского района Тернопольской области. Празднование тут начинается около 21.00 13 января и гремит всю ночь. Посмотреть парад костюмов и выступления народных коллективов съезжаются гости со всей Тернопольщины и даже из-за рубежа. Отелей в селе нету, но горошевцы не видят никаких проблем: вы только прицепитесь к какой-то из маланок, которые ходят по селу, а там и познакомитесь, и ночлег запросто найдете.

Жители соседней Мельницы-Подольской вздыхают: мол, Горошева – богатая, там все село помидоры выращивает, есть деньги и на заковыристые костюмы (вы когда-нибудь видели живую 200-гривневую купюру?), и на машины-платформы в виде животных или адских монстров. Ну и пусть вздыхают: дорога в Горошеву одна, и ведет она через село Устье. Там тоже вздыхали, долгие годы провожая вереницу автомобилей, спешащих на праздник к соседям. А с 2010 года решили и сами отгрохать Маланку.

И получилось: пираты на парусниках, индейцы, огромные коровы и быки, фашисты на антикварных мотоциклах – все это теперь есть и в Устье. В том числе и народные костюмы, которые бережно передаются из поколения в поколение. Только на Борщевщине увидишь уникальные черновышитые сорочки – технология этой сумрачной вышивки утрачена лет 50 назад.

Именно в такой сорочке будет красоваться и Маланка в Горошевой: это, как водится, самый симпатичный сельский парень. По местному обычаю, одевают его для праздника старейшие жительницы села со специальными песнями. Дальше его задача – обойти все дворы немаленького села и перетанцевать со всеми незамужними девчатами Горошевой. Расплата за эту сладкую обязанность сурова: на Крещение Маланку и его свиту трижды окунают в холодную днестровскую воду.

Белелуя: рогатый обычай
Сходство маланок в Устье и Горошевой с вашковецким карнавалом – в высмеивании актуальных житейских и политических проблем последнего года. Свиной грипп, газовый конфликт, арест Юлии Тимошенко – что бы ни случилось в стране значимого, тут это обыграют и высмеют. И правильно: ведь со смехом проблемы кажутся менее страшными.

Сразу предупредим: в поездке лучше иметь при себе достаточное количество мелких купюр. Кордоны по дороге в Горошевую будут встречаться часто, и это не символическая засада из подростков в масках франкенштейнов, а вполне себе стационарные посты со шлагбаумами. Не заплатишь – не поедешь. Торговаться можно и нужно: на пятом блок-посту начинаешь воспринимать это не как элемент праздника, а как своеобразный новогодний рэкет.

А в селе Белелуя Снятынского района Ивано-Франковщины можно увидеть симбиоз красноильских соломенных медведей и традиционного ведения козы. Кто не в курсе: обряд ведения козы характерен для Тернопольщины, Львовщины и Ивано-Франковщины. Остатки древних мистерий дошли до наших дней в обычае ходить от дома к дому в Щедрый вечер с рождественской восьмиконечной звездой, древним символом солнца. Как и положено в мистериях, ходят только парни, а "коза" – это самый низкорослый из них, одетый в вывернутый наизнанку кожух, ну и с рогами на голове – как же без них.

Коза символизирует не только вечно умирающую и возрождающуюся жизнь, но и богатство и плодородие ("Де коза рогом – там жито стогом"). Коза около каждого дома "умирает", а потом воскресает – в этом-то и смысл обряда. Колядки в Белелуе украинские, потому языковой барьер не помешает. Если повезет, на Маланке удастся послушать местный хор – настоящие профессионалы!

Нижний Вербиж: ледяное кресло
Ближе к старому Новому году в Черкассах проходит традиционная выставка ледяной скульптуры "Крыжталь". Особенно эффектны ледяные фигуры в вечерней разноцветной подсветке. Что придумают скульпторы на этот раз – секрет, а вот темами прошлых фестивалей были герои старых мультфильмов и памятники архитектуры Черкасской области, воссозданные изо льда. Ледовые скульптуры и световые инсталляции можно будет увидеть в праздничные дни также в центре Винницы.
Еще одно место концентрации ледовых скульптур – село Нижний Вербиж недалеко от Коломыи. 19 января, на Крещение, когда по всей стране проходят привычные окунания в крестообразные проруби, в Нижнем Вербиже устраивают настоящее ледяное царство. Уже за неделю до праздника в село свозят лед со всей округи и ваяют из него домики, часовенку, вертеп.
Изо льда сооружают и крест с престолом для освящения воды. Инструменты у скульпторов сугубо народные: пилы и топоры. Городок появляется даже в зимы с плюсовой температурой! По местному поверью, загаданное в ледяном кресле желание обязательно сбудется.

Ирина Пустынникова, Фокус

Купить рождественский выпуск "Красивой страны" вы можете здесь.