Игра и благотворительность – движение "подвешенного кофе" – быстро приобретает в Украине популярность и метит на роль национального обычая
Посетитель заходит в кафе и покупает две чашки кофе, уточняя: "Второй подвесьте". Для него готовят один эспрессо. Выпив его, он покидает заведение. "Есть подвешенный кофе?" – интересуется через некоторое время следующий гость. Ему выдают напиток, не взяв денег. Так работает старый итальянский обычай, мотивирующий бескорыстно делать добрые дела случайным людям. Изначально слова "подвешенный" и "свесить" в новом смысле использовали только для кофе. Но в Украине эта традиция, называемая также "отложенный хлеб" или "открытая ладонь", разрослась, трансформировалась и превратилась в целое движение. Причем за небывало короткий срок.
Его инициатор Зураб Аласания, соучредитель популярного харьковского интернет-портала "МедиаПорт", не перестает этому удивляться. Изначально в задумку вообще мало кто верил. Сегодня же к "подвешенным" подключается по нескольку заведений в день. Харьков, Киев, Симферополь, Ужгород, Донецк, Днепропетровск "подвешивают" кто во что горазд. "Свесить" нынче можно напитки, обеды, книги, билеты в кино, фотосессии, проживание в отелях, юридические консультации. "Недавно обратились из Научно-реабилитационого центра для детей с ограниченными возможностями. Тоже хотят присоединиться. Но не знают, в какой форме, – рассказывает Аласания, который за последние пару недель превратился в едва ли не главного Деда Мороза страны.
Национальная гордость
Удивляет Зураба не только активность украинцев, но и то, что мы оказались в этом движении впереди планеты всей. "Считается, что этот обычай пришел к нам из Италии. Я говорил с итальянцами. Многие из них ничего об этом не знают. Он существует только на юге страны, очень локально, – делится наблюдениями харьковчанин.
Не приживается задумка и в Канаде. Парни из этой страны так загорелись идеей, что списались с Зурабом, создали англоязычный сайт, аккаунты во всех соцсетях, расписали концепцию, начали
ходить по заведениям, неся идею в массы. Но пока результатов мало.
Подключиться к движению решили и активисты из Беларуси и Армении. За основу они, как и канадцы, взяли логотип, разработанный харьковским дизайнером. По мнению Зураба, использование единого логотипа во всех странах важно – только так локальная идея сможет перерасти в глобальное движение. Две ладони станут чем-то вроде знака "пешеходный переход" – каждому он будет знаком.
Немало сторонников "подвешенного" есть в России. Но там идея ширится не так стремительно.
Зураб зарабатывать деньги на "подвешенном" проекте не планирует. Но сегодня, видя, как дело ширится, он хочет создать профильный сайт движения и запустить мобильное приложение. Благодаря последнему люди смогут быстро находить
"подвешенные" заведения в любом городе Украины, а в перспективе – и мира.
Шквал идей
Главной причиной популярности движения в Украине его адепты называют особенности национального менталитета. Говорят, что отзывчивость и склонность к тимуровским поступкам у нас в крови. На руку "подвешенному" сыграла и неоднозначная ситуация в стране. Общие проблемы побуждают сплачиваться и помогать друг другу.
Кроме того, для заведений примкнуть к идее – это эффективный и зачастую бесплатный пиар. Чтобы стать оплотом движения, не нужно никаких постоянных финансовых вливаний. Необходимо только распечатать логотип, прикрепить его на дверь и "подвесить" несколько товаров для затравки.
У управляющего киевского кафе "Варенье" Андрея Пинчука после того, как он присоединился к течению, количество посетителей резко возросло. Сначала люди стеснялись "подвешивать" и "свешивать", но вскоре вошли во вкус. Сегодня на доске "подвесов" Андрея – пара десятков эспрессо, какао, порция блинов и даже коньяк за 58 грн., самый дорогой в кафе. Видя интерес гостей к идее, Андрей завел в кафе еще одну доску для "подвешенных" напитков и блюд – раза в четыре больше первой.
"Многие уже не верят в благотворительные фонды и людей, просящих милостыню. А это новый способ сделать доброе дело", – рассуждает Андрей о причине популярности движения. Чтобы не допустить злоупотреблений чьей-то щедростью, управляющий кафе ввел правило: в одни руки не больше одного "подвешенного" продукта.
В Украине движение уже не ограничивается кофейнями. К "подвешенным" примкнул харьковский кинотеатр "Боммер". Билеты на его показы стоят примерно как чашка кофе – 15–20 грн., это та сумма, с которой украинский средний класс согласен расстаться без лишних раздумий. Исходя из тех же расчетов в киевских магазинах косметики "подвешивают" краску для волос – по 20 с небольшим гривен. В одной из гостиниц на Азовском побережье "вешают" сутки проживания в номере. "Свесить" теперь можно даже юридические консультации.
"Я не хожу в кафе и не могу "подвесить" кофе, но я очень бы хотел подключиться к движению, – говорит "подвесивший" свои услуги адвокат Виктор Ермолаев. Он утверждает, что и раньше давал бесплатные консультации людям с небольшим достатком. Сейчас трансформировал услугу в прогрессивную оболочку. Первое "свешивание" консультации уже произошло. Обратилась девушка: в ее машину врезалось авто, за рулем которого был пьяный милиционер.
Виктор Ермолаев, "подвесивший" юридические консультации, тоже надеется на такой ход событий. Он видит множество сфер, в которых можно было бы применить идею. Например, маршрутные такси или аптеки. В транспорте это помогло бы минимизировать извечные конфликты между водителями и льготниками. Но Виктор понимает: контролировать процесс не удастся – "подвешенное" движение основано исключительно на доверии.
По мнению Зураба, на следующий виток движение выйдет, когда к нему подключатся сетевые магазины и заведения. Их локальные представители регулярно обращаются к харьковчанину, но все решения им необходимо согласовывать с центральными офисами, поэтому процесс затягивается. Вот-вот должна подключиться сеть харьковских студенческих буфетов. Среди "подвешенных" передовиков уже два крупнейших харьковских хлебокомбината. Если движение и дальше будет расширяться такими темпами, то у Украины появится шанс стать родиной нового тренда, и тогда нашу страну начнут ассоциировать не только с Femen и Чернобылем.
Анна Устенко, Фокус