Разделы
Материалы

Фейсбунт. Интернет становится инструментом борьбы за права и рычагом давления на власть

Они организуют протесты в соцсетях, голосуют онлайн за ораторов на митингах и скоро будут контролировать выборы через вебкамеры. Для бунтарей интернет становится главным инструментом борьбы за свои права и рычагом давления на власть

Житель Челябинска Денис Хорошун, как и сотни тысяч его соотечественников, всю информацию о предстоящих протестах в России узнает из сети. Он говорит, что его родители пошли на декабрьские митинги против фальсификаций на выборах в Госдуму по его "наводке", поскольку в прессе и на телеканалах такой информации нет. "Я не политик и не профессиональный оппозиционер, мой мозг не заточен под какие-то идеи для протестов, но набраться в интернете опыта для достижения общих целей я готов всегда, – рассказывает Фокусу Хорошун. – Я могу распространять информацию в сети и агитировать знакомых, друзей и родственников".

Миллионы интернет-пользователей, которые в 2011 году выходили на протестные митинги по самым разным причинам, объединяло одно: общим котлом для их недовольства стали социальные интернет-площадки. Антиправительственные выступления в арабских странах, акции "Захвати Уолл-стрит", демонстрации за честные выборы в России зародились в сети и выплеснулись на улицы Каира, Туниса, Дамаска (Сирия), Саны (Йемен), Афин, Нью-Йорка, Лондона, Москвы и десятков других городов по всему миру. Эти демонстрации стали самыми массовыми выступлениями за последние 50 лет. По мнению экспертов, в новом году география протестов останется прежней, а к бунтовщикам, вполне вероятно, примкнут Грузия, Зимбабве (там состоятся выборы) и Таиланд. Осенью 2012-го в Украине пройдут парламентские выборы, которые из-за фальсификаций также могут вызвать масштабные протесты.

"Демонстрации 2011 года – это, возможно, только начало тех протестных настроений, которые мы увидим в 2012-м, – прогнозирует директор украинского Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. – Интернет поможет организовать совершенно разные слои населения. Нужна чувствительная тема, которая будет понятна всему обществу. В Украине такое возможно, если ухудшится экономическая ситуация или возникнут проблемы с выборами. Если власть поведет себя так же, как в России, массовые протесты могут произойти и у нас в стране".

Зародившиеся в соцсетях протесты уже вполне реально влияют на политическую ситуацию и заставляют чиновников идти на уступки митингующим. В России после массовых выступлений в начале декабря президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект об упрощении регистрации партий. Это позволит снизить минимальное допустимое число членов партии с 45 тыс. до 500 человек. Также будет рассмотрен законопроект, согласно которому должно уменьшиться количество подписей, необходимых для выдвижения на пост президента. Властям пришлось заговорить и о возвращении прямых выборов губернаторов. Кремль также сделал шаг в сторону большей прозрачности избирательного процесса. Речь идет об оснащении вебкамерами избирательных участков на выборах в марте 2012 года.

Еще один феномен, который прогнозируют эксперты, – превращение вчерашних блогеров в лидеров, которые способны заменить давно приевшихся политиков. "Те, кто пользуется интернетом, знают его технологию, – говорит Александр Рар, директор Центра имени Бертольда Бейца при Германском совете по внешней политике. – Они будут рваться к власти, и хотя это вовсе не означает, что все они к ней придут, но точно сыграют в общественной жизни очень весомую роль, и бунтарями окажутся хорошими".

Один из первопроходцев будущей армии виртуальных по происхождению бунтарей – известный блогер и отчаянный критик Кремля Алексей Навальный. Он придумал провластной "Единой России" прозвище – Партия жуликов и воров, а теперь называет "главным жуликом и вором" премьер-министра Владимира Путина, который баллотируется в президенты на выборах в марте 2012 года. Арест Навального в начале декабря только добавил ему популярности. За его постами в Twitter следит около 170 тыс. интернет-пользователей, и это число продолжает расти на тысячу с лишним человек в день.

В 2012-м количество таких людей, как Навальный, увеличится, уверены эксперты. Но кто из этих новоявленных Робин Гудов станет лидером, устраивающим всех оппозиционеров, сказать невозможно. "Да, это современные герои, – говорит Александр Рар. – Они знают, как разжечь эмоции и организовать толпу против чего-то. Но смогут ли эти бунтари организовать людей "за" что-то?"

Ясно одно: в новом году дух бунтарства в интернете будет расти, а любые попытки ограничить доступ к этой площадке для коммуникаций вызовет еще больше протестов. В ответ на игнорирование или давление властей требования демонстрантов ужесточатся. "Это новое сенсационное явление XXI века, которого никто не ожидал, – подчеркивает Рар. – Я думаю, что он (интернет. – Фокус) станет первым шагом к отмиранию роли государства в прин­ципе".

Яна Седова, Фокус