Разделы
Материалы

Все будет Евро. Футбольный чемпионат навсегда изменит Украину и ее жителей

Проведение чемпионата Европы по футболу в Украине изменит нашу страну и станет самым значимым событием за 20 лет независимости

Прошлый чемпионат Европы в Австрии и Швейцарии посетили более миллиона туристов и болельщиков. Турнир транслировался в 231 стране, его посмотрели около 300 млн. телезрителей по всему миру, и это при том, что на Евро-2008 не попала Англия – сборная с наиболее преданными болельщиками (самый высокий в Европе процент заполняемости стадионов). На Евро-2012 пробились все фавориты, в том числе англичане. Поэтому Украину ожидает не меньший ажиотаж. С 8 июня по 1 июля к нашей стране будет приковано такое внимание, которого не было даже во время оранжевой революции.

На подготовку к столь масштабному событию Украина, по приблизительным подсчетам, потратила более 100 млрд. грн., а на участие в волонтерской программе УЕФА поступило 24 тысячи заявок, после рассмотрения которых были отобраны 6 тыс. добровольцев, что является абсолютным рекордом в истории европейского футбола.

Евро-2012 в долгу не останется. Фокус выделил три основных тренда, связанных с проведением чемпионата. Украинцы смогут заработать на иностранных туристах, пользоваться измененной до неузнаваемости транспортной инфраструктурой и получат шанс вновь стать футбольной страной.

2011-й стал ключевым годом в подготовке Украины к проведению чемпионата Европы. Но в 2012-м предстоит не меньше работы – весной будут сданы все аэропорты, в мае начнут курсировать первые скоростные поезда Hyundai, закончатся все запланированные ремонтные работы на дорогах, города получат заказанный общественный транспорт и приступят к изменениям в системе маршрутов. В комплексе все это изменит наши возможности передвижения: сократится время в пути, повысится комфорт, появятся рейсы в ранее недоступные прямым сообщением уголки Европы и мира, повысится конкуренция на рынке, а значит, снизятся цены. До европейского уровня мы вряд ли дотянем, но, по крайней мере, Украина не опозорится перед туристами, приехавшими на Евро-2012. И у них не пропадет желание вернуться сюда.

На последнем матче "Динамо" – "Маккаби" присутствовало шесть тысяч зрителей. Это треть стадиона им. Лобановского, одной из самых маленьких арен в чемпионате Украины. Болельщики со стажем, которые помнят забитый 100-тысячный "Республиканский" едва ли не на каждом матче чемпионата СССР, до сих пор считают дикостью такую посещаемость – когда легко просматривается надпись "Динамо", выложенная из белых кресел на центральных секторах, и слышной как переговариваются игроки на поле. В 90-е подобная картина считалась нормой: средняя посещаемость матчей чемпионата Украины составляла тогда 5,5 тыс. зрителей. Успехи наших команд в Европе и ужесточение конкуренции на внутренней арене кардинально ситуацию не изменили, повысив показатель в среднем до 8 тыс.

Зато открытие новых стадионов в Днепро­петровске, Донецке и Харькове произвели фурор – посещаемость игр "Шахтера" и "Металлиста" выросла вдвое, у "Днепра" – немногим меньше. "А что вы хотите – XXI век. Мы все уже привыкли ходить в современные торговые центры, рестораны и всякие развлекательные заведения. Хотелось и футбол смотреть с комфортом, – рассказывает дончанин Денис Коробка, как превратился из редкого посетителя стадиона в постоянного болельщика. – Чтобы на голову ничего не капало, перекусить по-человечески можно было, в нормальный фан-магазин зайти и не толпиться в грязном туалете. Поэтому ничего удивительно в том, что "Донбасс-Арена" привлекает столько людей". На посещаемости всего чемпионата это сказалось, хотя не столь значительно, как хотелось бы: показатель вырос до 9–10 тыс. Команд все-таки 16, а новых стадионов только три.

В 2012-м еще три клуба будут проводить свои матчи на новеньких аренах – "Динамо", "Карпаты" и "Черноморец". И запорож­ский "Металлург", у которого тоже имеется обновленная арена, близок к возвращению из первой в Премьер-лигу. Итого – почти половина команд чемпионата. А заполнить стадионы поможет Евро-2012. "Уверен, ажиотаж вокруг чемпионата привлечет и на матчи чемпионата Украины новых зрителей, которые прежде особо не интересовались футболом, – говорит вице-президент киевского "Динамо" по работе с болельщиками Алексей Семененко. – А когда они увидят и почувствуют эмоции на трибунах, думаю, каждый второй захочет снова прийти поболеть". Статистика подтверждает: после Евро-2004 посещаемость чемпионата Португалии увеличилась на 50%. В переводе на украинский футбол получается 15 тыс. зрителей на матч. Такой показатель выведет нашу Премьер-лигу на восьмую позицию в рейтинге самых посещаемых европей­ских чемпионатов.

Место в десятке футбольных стран – это не просто красивая вывеска, а еще и хороший пинок нашему футболу в целом. Ведь от болельщиков зависят все основные статьи дохода любого клуба: билеты, спонсоры, телеправа, атрибутика. "Разумеется, с увеличением посещаемости доходы клуба возрастают, – говорит гендиректор "Шахтера" Сергей Палкин. – Но возрастает и расходная часть – на содержание стадиона. Например, на некоторых матчах у нас работают около 2 тыс. человек". В итоге, по словам Палкина, увеличение дохода получается несущественным. "Экономическая ситуация в Украине не позволяет устанавливать цены на билеты как в Европе, – объясняет гендиректор. – Зато, привлекая все больше зрителей сейчас, клуб может рассчитывать на существенные доходы в будущем, когда повышение цен станет экономически обоснованным".

И, наконец, самое важное – футбольный бум должен проявиться не только на стадионах. Ожидается, что станет значительно больше родителей, желающих отвести своих детей в футбольные секции и в специализированные спортшколы. "Вне сомнения, Евро-2012 скажется на будущем подрастающем поколении, – подтверждает Александр Ищенко, главный тренер ДЮСШ киевского "Динамо". – Даже этой осенью на просмотре было гораздо больше детей, нежели в прошлом году". Но к наплыву желающих "Динамо" готово. По словам Александра Ищенко, клуб открывает филиалы в районах города.

Три друга – Николай Лавренов, Назар Дудар и Богдан Лесив – вместе уволились с работы. "25 лет бывает раз в жизни. Вряд ли когда-нибудь еще мы сможем так рискнуть", – решили они. И занялись воплощением совместной идеи – производством футболок-вышиванок. Каждая футболка символизирует единение Украины и одной из стран – участ­ниц чемпионата. Сегодня уже можно купить вышиванки "Польша", "Англия", "Испания". Заканчивается работа над "Португалией", "Италией".

Евро-2012 дало дополнительную надежду на заработок и значительно активизировало предпринимательство в Украине, считает один из основателей интернет-портала, объединяющего представителей малого бизнеса, Владимир Чеповой. И эта тенденция продолжает набирать обороты. Представители отдельных отраслей не без основания полагают, что заработок будет "сезонным", но не одноразовым, и чемпионат действительно "откроет Украину". Среди наиболее активизировавшихся Владимир называет туристические компании, специализирующиеся на внутреннем туризме, и производителей сувениров. Первые надеются наконец доказать, что внутренний туризм может быть не менее прибыльным, чем внешний. Вторые, хоть и ограничены патентом на символику Евро-2012, находят десятки других способов поправить финансовое положение за счет гостей чемпионата.

"Мы действительно верим в эту идею", – рассказывает Николай Лавренов о себе и своих двух друзьях – маркетологе и IT-специалисте. Пока что парни реализуют футбольные вышиванки через интернет, но весной планируют открыть небольшой магазин в центре Киева и розничные точки в других городах, принимающих Евро. Уже сегодня продукцию у начинающих бизнесменов покупают фанаты спорта из России, Германии и Канады. Знакомые Николая тоже не хотят упускать шансы, которые дает чемпионат, – намерены заняться встречами в аэропорту и помощью в размещении. По их наблюдениям, это популярная практика в Европе.

Не осталась без внимания украинцев и возможность заработать на виртуальном товаре – доменных именах. Как рассказывает Сергей Лущик, который зарегистрировал с целью продажи kubok2012.com, cup2012.com.ua, turnir2012.com.ua и другие адреса, лучше всего реализовывать домены на профильных интернет-аукционах. Но, признает он, заработать этим больше пары сотен долларов можно, только если создать по этим адресам готовые веб-сайты.

Еще одна бизнес-идея, популярная среди жителей украинских городов, принимающих Евро, – сдача квартир. По оценкам президента Ассоциации специалистов по недвижимости Украины Сергея Злыдня, на момент, когда будут проходить матчи, цены на посуточную аренду квартир поднимутся в среднем на 20%. Хотя уже сегодня есть примеры, когда частники повышают стоимость проживания на период Евро на 40–50% – с 500 грн. в сутки до 800–1000. Для тех, кто желает сдать квартиру иностранцам, на сайте ассоциации создали общую базу предложений. За месяц она набрала 300 участников. Однако те, кому приходилось тесно общаться с футбольными фанатами, советуют дважды подумать, прежде чем предоставлять им в пользование недвижимость. Это весьма специфическая публика, общение с которой может и удвоенную плату сделать недостаточным поводом для радости.

Сергей Болотников, Анна Устенко, Фокус