Разделы
Материалы

Карта мира. Попугаи на снегу. Элитарный Куршевель глазами украинского путешественника

Путешественник Андрей Боднар рассказывает о двух лицах Куршевеля: пресловутом олигархическом и обаятельном человеческом

Перебирая варианты для проведения новогодних каникул на горных лыжах, мы совершенно неожиданно для себя очутились в месте, о котором даже не помышляли. Изначально хотелось поехать в относительно близкую к Украине Австрию, но от нее пришлось отказаться из-за неадекватной цены; затем зацепились за Андорру, откуда постепенно приблизились к французским Альпам, к Трем долинам, одна из которых — широко известный Куршевель.

Ярмарка тщеславия
Именем нарицательным французский горнолыжный курорт стал благодаря лишь одной станции — "Куршевель 1850". На самом деле долина Куршевель состоит из четырех станций: раньше они были альпийскими деревушками, но разрослись в туристические поселки. Они расположены на высоте 1300, 1550, 1650 и 1850 метров над уровнем моря. Здесь нагляднее некуда работает принцип "чем выше — тем дороже", поэтому на самой высокой станции и сосредоточены лучшие пятизвездочные отели и шале, самые дорогие рестораны и роскошные бутики.

Изначально 1850-я станция задумывалась как фешенебельный зимний курорт для обеспеченных людей со всего мира. Но именно выходцы из бывшего Совет-ского Союза создали курорту имидж "олигархического" места и принесли ему скандальную известность. Теперь "Куршевель 1850" — это зимняя ярмарка тщеславия, куда приезжают постсоветские олигархи и примкнувшие к ним знаменитости, чтобы продемонстрировать прежде всего свой социальный статус, а потом уже, возможно, и покататься на лыжах.

Французы умело эксплуатируют славянское тщеславие и выжимают из него все соки: цены в сезон шокируют не меньше снежной лавины. В этом параллельном мире правят бал мало понятные для обывателя ценности и цены, судите сами: порция цыпленка с картофелем фри — 150 евро, аренда шале — 75 000 евро за неделю. Есть жилье и "поскромнее" — гостиничные номера за 1900 евро в сутки.

Ходят слухи, что некий русский олигарх намеревался полностью выкупить станцию "1850". Ответ от французских властей был скорым и категоричным, из серии "национальным достоянием не торгуем". Возможно, этим французы спасли здешние склоны от полной "олигархофрении".

Лыжное равенство
Впрочем, все вышеперечисленное европейцев интересует мало: они приезжают в Куршевель за снегом и катанием на лыжах. А потому даже их внешний вид с первого взгляда контрастирует с русскоязычными лыжниками, одетыми во все самое яркое, неизменно блестящее и нарочито дорогое из последней коллекции.

Французы, которых здесь достаточно много, как правило, одеты в старье. Местные не стесняются облачиться в дедушкин комбинезон первого послевоенного выпуска или покорять склоны на лыжах времен экспедиций Кусто. Попадаются и совсем уж экстравагантные наряды — например, костюмы птиц или зверей.

Да и какая разница, кто во что одет: все 150 километров лыжных трасс доступны каждому заплатившему за ski pass — на спусках люди равны, как в бане. Кроме того, чтобы кататься в Куршевеле, не обязательно здесь же и жить: для среднего класса есть соседняя долина Мерибель с вполне адекватными ценами.

Склоны Куршевеля поражают своей подготовленностью, развитостью и разнообразием. Все маршруты именные: от простой, "зеленой" трассы Jardin Alpin, которая вьется между "пряничными домиками" отелей, шале и голубых елей, покоряя своей гармонией и красотой, до "черной" трассы Jean Blanc с перепадом высот в километр — для охотников за адреналином.
Но самое приятное — это ежедневное бесплатное кино под названием "Альпы за окном". Ранним утром "Куршевель 1850" напоминает идиллическую рождественскую открытку: солнце поднимается над шапками горных вершин, дым курится над косыми крышами шале, укрытых метровым слоем снега, а разлапистые ветви многолетних елей прогибаются под тяжестью снега, подобно атлантам. Так здесь было задолго до появления в нашем словаре понятия "олигарх" и, наверное, будет после исчезновения этого вида.

Андрей Боднар, Фокус