Киновед Алексей Гусев, преподаватель Санкт-Петербургского Университета кино и телевидения и специалист по эпохе немого кино считает, что после триумфа ленты "Артист" Мишеля Хазанавичуса немое кино может снова стать популярным, и его поставят на поток
"Вся любовь к Хазанавичусу уже двух киноакадемий, французской и американской, вся теплота критиков продиктована одним-единственным фактором: Хазанавичус замахивается на вещь неожиданную. Это обаятельный замах, в нем есть тонкость, лукавство - но фильм судят не по замаху, а по удару. А он размахнулся - и потом сделал вид, что просто рукой в воздухе ковырял", - передает Оpenspace слова Гусева.
По мнению киноведа, Хазанавичус не справился с материалом, так как не смог соблюсти формальную логику немого кинематографа.
"Если ты стилизуешь, имитируешь, даже пародируешь материал, ты должен понимать внутренние законы этого материала. Немое кино очень сильно отличается от звукового. В отсутствие и в присутствие звука актеры играют по-разному, пишется разный сценарий, разная постановка кадра, а монтаж настолько отличается, что лучший теоретик этого вопроса Андре Базен предлагал называть монтаж звукового и немого кино разными словами", - рассказал Гусев.
Он напомнил, что Хазанавичус вместе с Жаном Дюжарденом, также заработавшим на "Артисте" множество премий, уже предприняли несколько совместных попыток стилизации.
"Их "Агент 117" - полустилизация, полупародия на бондиану. Хазанавичус с Дюжарданом осуществляют некий проект в духе акунинского, последовательно проходясь по ушедшим жанрам", - говорит эксперт. Однако с немым кинематографом, по его мнению, режиссер не справился.
"Мое самое мрачное ожидание - что пример Хазанавичуса, как и положено по законам американской индустрии, станет заразителен, производство немых черно-белых фильмов попробуют поставить на поток, и будет еще хуже. Фильм "Артист" - неудачная, неумная попытка искреннего человека, который наткнулся на новую территорию и не понял, что она качественно другая и требует более глубокой проработки. Но остальные даже вопросом таким не зададутся, - предполагает киновед. – В лучшем случае, "Артист" останется винтажным гаджетом".